53. Проекты цен, тарифов, наценок и скидок, подлежащие утверждению Государственным комитетом цен Совета Министров СССР, разрабатываются и представляются министерствами, ведомствами, в системе которых находятся предприятия и хозяйственные организации, изготовляющие данную продукцию или оказывающие данный вид услуг.
Министерство финансов СССР принимает в установленном порядке участие в разработке Государственным комитетом цен Совета Министров СССР оптовых, розничных, закупочных и расчетных цен, тарифов, размеров торговых, заготовительных, сбытовых и снабженческих скидок и наценок, а также предложений по определению уровня цен и тарифов.
54. Оптовые и розничные цены на промышленную и сельскохозяйственную продукцию утверждаются при наличии стандартов и технических условий или другой установленной нормативно-технической документации на эту продукцию. Цены, стандарты и технические условия на новые виды продукции должны утверждаться до начала производства этой продукции и вводиться в действие одновременно.
В случаях разрешения органами стандартизации (в пределах предоставленных им прав) выпуска продукции с временными отступлениями от требований стандартов и технических условий органы ценообразования должны одновременно (по представлению органов стандартизации и заинтересованных министерств и ведомств) вводить скидки с действующих оптовых цен или платежи в бюджет на срок действия временных отступлений от стандартов и технических условий.
Предприятия, организации и учреждения-заказчики не имеют права производить за счет сметной стоимости строительства оплату затрат, связанных с доукомплектованном и исправлением дефектов, допущенных по вине поставщика, и возникающих в связи с этим дополнительных затрат по контрольной сборке отдельных узлов или общей контрольной сборке всего оборудования. Расходы по исправлению выявленных дефектов и расходы, связанные с доукомплектованием оборудования, относятся за счет завода-поставщика.
55. Органы, утверждающие цены и тарифы, могут устанавливать цены и тарифы с ограничением срока действия, цены на определенную партию или серию изделий, а также подвижные (ступенчатые) оптовые цены, снижающиеся по мере увеличения масштабов производства, сокращения затрат и морального старения продукции.
56. Если оптовые цены (включая временные оптовые цены) устанавливаются по согласованию между поставщиком и заказчиком (покупателем), министерства, ведомства, предприятия и организации - заказчики (покупатели) обязаны не позднее чем в месячный срок после получения проекта оптовой цены с необходимыми расчетными материалами и технической документацией сообщить о своем согласии с проектируемой ценой или представить мотивированные возражения. В противном случае цена считается согласованной.
57. При изменении действующих цен и тарифов:
а) новые оптовые цены и тарифы должны утверждаться и доводиться до предприятий и организаций до 1 апреля текущего года и вводиться в действие с 1 января следующего за текущим года, за исключением случаев:
отмены цен и тарифов, установленных с нарушением действующего порядка ценообразования;
истечения срока действия ранее применявшихся цен и тарифов;
введения временных скидок с установленных цен при разрешении органами стандартизации выпуска продукции с временными отступлениями от требований стандартов и технических условий;
введения скидок с цен на технически несовершенную и морально устаревшую продукцию, подлежащую снятию с производства;
снижения предприятиями цен на продукцию, не пользующуюся спросом;
изменения цен и тарифов в соответствии с решениями Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик, предусматривающими другие сроки введения в действие новых цен и тарифов.
Новые цены и тарифы должны учитываться при составлении хозяйственных и финансовых планов на предстоящий год;
б) новые розничные цены должны вводиться в действие с 1 апреля или с 1 октября, за исключением случаев:
изменения цен в соответствии с решениями Совета Министров СССР, предусматривающими другие сроки введения розничных цен;
изменения цен Советами Министров союзных и автономных республик и край(обл)исполкомами, если введение новых цен в иные сроки согласовано с Государственным комитетом цен Совета Министров СССР и Министерством торговли СССР.
58. Органы ценообразования, министерства и ведомства СССР и другие организации, которые в соответствии с настоящим постановлением утверждают цены и тарифы, обязаны своевременно издавать и доводить утвержденные прейскуранты и дополнения к ним до организаций и предприятий в порядке, установленном Государственным комитетом цен Совета Министров СССР.
Министерства и ведомства СССР обязаны обеспечивать издание каталогов машин, оборудования и приборов, изготовляемых предприятиями системы министерства, ведомства, а также издание ежегодных дополнений и изменений к ним.
59. Министры и руководители ведомств несут персональную ответственность:
а) за правильность установления и применения цен и тарифов на продукцию и услуги подведомственных предприятий и организаций;
б) за обеспечение экономической обоснованности разрабатываемых в системе министерства, ведомства проектов цен и тарифов, достоверности представляемых для их обоснования в государственные органы ценообразования калькуляционных и других материалов, с тем чтобы исключить возможность искусственного завышения затрат на производство продукции и оказание услуг при разработке проектов цен и тарифов;
в) за осуществление контроля за практикой установления и применения цен и тарифов, систематическое проведение связанных с этим проверок и принятие своевременных мер к решительному пресечению завышения цен и тарифов, нарушения установленного порядка их утверждения и применения.
60. Директора, заместители директоров по экономическим вопросам (главные экономисты), начальники плановых подразделений предприятий несут личную ответственность за достоверность материалов, представляемых для обоснования цен, а также за правильность цен на продукцию, устанавливаемых предприятиями в пределах предоставленных им прав.
При представлении в органы ценообразования проектов оптовых и розничных цен с преднамеренно завышенными производственными затратами указанные должностные лица лишаются премий за выполнение плана реализации продукции (плана прибыли) и привлекаются к строгой ответственности.
За достоверность отчетных материалов, представляемых для обоснования проектируемых цен, ответственность в указанном порядке несут также главные (старшие) бухгалтеры предприятий.
61. В случаях завышения оптовых цен на изделия, изготовляемые по разовым заказам, в результате чего фактическая рентабельность по этим заказам по итогам за квартал превышает установленный норматив, вся сумма излишне полученной выручки вносится предприятием (организацией) в доход соответствующего бюджета (в зависимости от подчиненности предприятия, организации) в установленный срок без специального об этом решения и не включается в отчетные данные предприятия (организации) о выполнении плана реализации продукции (плана прибыли).