Недействующий

Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда (не действует на территории Российской Федерации с 21.02.2020 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2020 N 80)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 апреля 1984 года N 314

Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________


Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР

постановляют:

1. ЦК компартий союзных республик, крайкомам и обкомам партии, Министерству просвещения СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых и областных Советов народных депутатов принять меры к коренному улучшению трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ, повышению уровня практической и морально-психологической подготовки их к самостоятельной жизни, формированию у подрастающего поколения осознанной потребности в труде, создавая для этого необходимые условия. Обеспечить тесную взаимосвязь изучения основ наук с непосредственным участием школьников в систематическом, организованном, посильном общественно полезном, производительном труде.

2. Министерству просвещения СССР и Академии педагогических наук СССР разработать в 1984-1985 годах новые типовые программы трудового обучения школьников, которые должны строиться на политехнической основе, более полно учитывать достижения научно-технического прогресса, знакомить учащихся с основами современного производства и экономических знаний.

Установить, что учащиеся в I-IV классах овладевают элементарными приемами ручной обработки различных материалов, выращивания сельскохозяйственных растений, знакомятся с некоторыми профессиями, в V-VII классах получают более основательную общетрудовую подготовку политехнического характера, представление об отраслях народного хозяйства, а начиная с VIII класса - подготовку по массовым профессиям в соответствии с потребностями народного хозяйства в кадрах. Трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация должны подготовить учащихся ко времени окончания неполной средней школы (девятилетки) к осознанному выбору профессии и учебного заведения для продолжения образования. К окончанию средней школы учащиеся должны овладеть определенной профессией и в установленном порядке сдать квалификационные экзамены. Введение новых программ по трудовому обучению и обязательного общественно полезного, производительного труда осуществлять в 1986-1990 годах постепенно, по мере создания необходимых условий.

Увеличить время на трудовое обучение, общественно полезный, производительный труд учащихся; выделять на эти цели во II-IV классах 3 часа, в V-VII классах - 4 часа, в VIII-IX классах - 6 часов, в X-XI (XII) классах - 8 часов в неделю.

Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам, Министерству просвещения СССР, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию совместно с ВЦСПС, другими министерствами и ведомствами СССР разработать и утвердить перечень профессий, по которым организуется подготовка учащихся в общеобразовательных школах.

3. В целях улучшения трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ считать необходимым осуществлять обязательное участие школьников в общественно полезном, производительном труде в учебных цехах и на участках предприятий и организаций, в межшкольных учебно-производственных комбинатах, школьных и межшкольных учебных и учебно-производственных мастерских, подсобных хозяйствах, в ученических производственных бригадах и звеньях, школьных лесничествах и других трудовых объединениях. Шире привлекать школьников в период летних каникул к посильной работе в народном хозяйстве на добровольных началах. Развивать патриотическое движение учащейся молодежи под девизом "Мой труд вливается в труд моей республики". Создавать условия для участия в труде школьников, отдыхающих в пионерских лагерях.

Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам, Министерству финансов СССР и Министерству просвещения СССР совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами определить в 6-месячный срок порядок оплаты труда школьников в народном хозяйстве, а также условия оплаты труда педагогических работников школ и других работников, осуществляющих трудовое обучение и профессиональную ориентацию учащихся.

Ввести доплату одному из педагогических работников школы за организацию трудового обучения, профессиональной ориентации, общественно полезного, производительного труда учащихся, исходя из следующих нормативов: в школах, имеющих 6-12 классов, - 25 рублей, 13-29 классов - 50 рублей, 30 и более классов - 80 рублей в месяц.

Непосредственное руководство общественно полезным, производительным трудом учащихся возлагается на учителей, воспитателей, мастеров производственного обучения школ и учебно-производственных комбинатов, работников учебных цехов и участков предприятий и организаций.

4. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам, Министерству просвещения СССР, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию, Министерству здравоохранения СССР и ВЦСПС рассмотреть до 1 января 1985 года совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами вопрос о снижении возрастных ограничений для допуска молодежи к самостоятельной работе по ряду профессий, в том числе о допуске учащихся с 16 лет к работе в качестве трактористов и комбайнеров в составе трудовых объединений под руководством наставников, при условии обеспечения безопасных и здоровых условий труда.

5. Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых и областных Советов народных депутатов закрепить за средними, девятилетними, а также специальными общеобразовательными школами базовые предприятия (организации), возложив на них наряду с общеобразовательной школой ответственность за организацию трудовой подготовки учащихся.

Министерству просвещения СССР совместно с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС с участием заинтересованных министерств и ведомств в 2-месячный срок разработать и внести на утверждение в Совет Министров СССР Положение о базовом предприятии школы.

Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик предусматривать в планах экономического и социального развития отраслей выделение базовым предприятиям (организациям) школ материальных ресурсов, необходимых для организации трудовой подготовки учащихся.

6. Министерству просвещения СССР, Министерству здравоохранения СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, органам народного образования, здравоохранения, комитетам профсоюзов и комсомола, педагогическим коллективам всемерно поддерживать инициативу учащихся и их общественных организаций по развитию самообслуживания как неотъемлемой части трудового, нравственного и гигиенического воспитания. Повышать роль родительских комитетов, комиссий профсоюзных комитетов предприятий и организаций по содействию семье и школе в воспитании детей и подростков, в усилении влияния родителей на трудовое воспитание учащихся, в том числе на организацию труда детей в семье.

7. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам, Министерству просвещения СССР, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, другим заинтересованным министерствам и ведомствам значительно улучшить работу по профессиональной ориентации учащейся молодежи.

Возложить координацию работы по профессиональной ориентации учащихся школ на Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам и его органы на местах. Поручить этому Комитету создать, в порядке опыта, в ряде городов и сельских районов центры профессиональной ориентации учащейся молодежи.

В связи с этим Госплану СССР и Министерству финансов СССР рассмотреть с участием Советов Министров союзных республик предложения Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам о структуре и штатах центрального аппарата этого Комитета и его местных органов и по вопросам, требующим решения Правительства СССР, представить предложения в Совет Министров СССР.

Министерству просвещения СССР ввести в школах курс "Основы производства. Выбор профессии". Повысить уровень работы учебно-методических кабинетов профессиональной ориентации в средних общеобразовательных школах, создать такие кабинеты в межшкольных учебно-производственных комбинатах и крупных девятилетних школах.

Государственному комитету СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли подготовить и издать необходимым тиражом популярную энциклопедию профессий для молодежи, увеличить выпуск справочной литературы по профессиональной ориентации.

Министерству просвещения СССР внести в установленном порядке предложения об уточнении основных показателей журнала "Школа и производство".

8. Министерству просвещения СССР и Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию шире практиковать организацию трудового обучения, общественно полезного, производительного труда школьников на базе средних профессионально-технических училищ. Предусмотреть в учебных программах преемственность трудового обучения школьников и профессиональной подготовки молодежи в средних профессионально-технических училищах.