СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 1985 года N 669
О широком распространении новых методов хозяйствования и усилении их воздействия на ускорение научно-технического прогресса
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80
____________________________________________________________________
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что экономический эксперимент по расширению прав производственных объединений (предприятий) промышленности в планировании и хозяйственной деятельности и усилению их ответственности за результаты работы показал свою жизненность, выявил большие возможности для повышения эффективности производства, качества продукции, улучшения результатов работы трудовых коллективов.
Производственные объединения (предприятия) министерств, участвующих в экономическом эксперименте, перевыполнили в 1984 году установленные задания по объему производства, росту производительности труда, прибыли, снижению себестоимости, выпуску продукции высокого качества. При этом весь прирост производства достигнут без увеличения, а в ряде случаев - при сокращении численности работников. Значительно улучшилось выполнение обязательств по поставкам продукции в соответствии с договорами. Хорошо работающие трудовые коллективы получили более широкие возможности для материального поощрения своих работников, лучшего удовлетворения потребностей трудящихся в жилье, детских дошкольных учреждениях и пионерских лагерях, для решения других социальных вопросов. Возросла роль фонда развития производства в техническом перевооружении. Положительных результатов добиваются также производственные объединения (предприятия) и министерства, переведенные на новые условия хозяйствования с начала 1985 года.
Внедрение в практику новых методов хозяйствования, прошедших проверку в ходе проведения экономического эксперимента, представляет собой важный шаг на пути создания целостной системы управления народным хозяйством, обеспечивающей в органическом единстве улучшение планирования, усиление действенности экономических рычагов и стимулов, совершенствование организационной структуры управления.
Вместе с тем Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что меры по улучшению хозяйствования, заложенные в экономическом эксперименте, осуществляются недостаточно эффективно. Медленно перестраивают стиль и методы работы министерства и ведомства, всесоюзные промышленные объединения, что зачастую сковывает хозяйственную инициативу трудовых коллективов.
До производственных объединений (предприятий) доводятся многочисленные утверждаемые и расчетные показатели, не предусмотренные условиями эксперимента.
Хозяйственный механизм еще не должным образом воздействует на ускорение научно-технического прогресса, увеличение производства высококачественной продукции, соответствующей современным научно-техническим достижениям. Предприятия не несут необходимой экономической ответственности за выпуск морально устаревшей продукции.
Требуют существенного улучшения порядок использования фонда развития производства, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, а также система поощрения работников.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР
постановляют:
По усилению воздействия хозяйственного механизма на ускорение научно-технического прогресса
1. Считать необходимым обеспечить дальнейшее совершенствование новых методов хозяйствования, и прежде всего в направлении усиления воздействия хозяйственного механизма на ускорение научно-технического прогресса, повышение качества продукции, на создание подлинной заинтересованности в этом трудовых коллективов производственных объединений (предприятий), всех звеньев народного хозяйства, активно используя возможности планирования, стимулирования, ценообразования и других экономических рычагов.
2. Госплану СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик при подготовке проектов планов исходить из того, что показатели ускорения научно-технического прогресса должны быть органической частью всех разделов государственного плана, стать его основой, имея в виду обеспечить переход к принципиально новой технике и технологическим системам для достижения наивысшей эффективности производства и перевооружения всех отраслей народного хозяйства.
3. Госплану СССР в целях своевременной подготовки производства к выпуску нужной народному хозяйству продукции, новых высокоэффективных изделий доводить до министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик в предварительном порядке до 10 августа года, предшествующего планируемому, задания по производству продукции в натуральном выражении и до 1 сентября - фонды на материально-технические ресурсы по широкой номенклатуре.
Установить, что задания по изготовлению опытных образцов и освоению серийного производства основных видов новой техники включаются в план производства продукции в натуральном выражении.
4. Для более полного учета работ по созданию новой техники при оценке конечных результатов хозяйственной деятельности производственных объединений (предприятий) и в целях повышения их ответственности и заинтересованности в своевременном проведении этих работ установить, что начиная с 1986 года производственные объединения (предприятия) включают в объем реализуемой продукции стоимость работ по освоению в производстве новой техники, оплаченных за счет выделенных им средств единого фонда развития науки и техники. Невыполнение предусмотренных планом заданий по освоению в производстве изделий новой техники, финансируемых за счет указанных средств, учитывается при оценке выполнения плана реализации продукции исходя из обязательств по поставкам в соответствии с заключенными договорами (заказами).
5. Государственному комитету СССР по стандартам, Государственному комитету СССР по науке и технике, министерствам и ведомствам принять меры к улучшению работы по аттестации продукции с тем, чтобы аттестация стала действенным рычагом управления научно-техническим прогрессом, основой для объективной оценки технического уровня и качества выпускаемой продукции и стимулирования их роста.
Признать необходимым повысить роль аттестационных комиссий в оценке технического уровня и качества продукции, ее соответствия лучшим мировым и отечественным образцам.
Усилить роль государственных и отраслевых стандартов в создании и серийном производстве машин, оборудования, приборов, материалов и другой продукции, отвечающих по своим технико-экономическим и эксплуатационным показателям высшим мировым достижениям.
Государственному комитету СССР по стандартам, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик предусматривать в разрабатываемых стандартах требования, обеспечивающие наиболее прогрессивные технические и технологические решения, и на их основе ориентировать трудовые коллективы на широкое использование перспективных материалов и комплектующих изделий, на достижение высоких результатов в работе по повышению качества и надежности изделий.
6. Для усиления воздействия цен на ускорение совершенствования техники и расширение выпуска высокоэффективной продукции установить, что по продукции производственно-технического назначения, соответствующей высшей категории качества, в зависимости от ее экономической эффективности применяется надбавка к оптовой цене в размере до 30 процентов. Указанная надбавка сохраняется, если этой продукции при последующих аттестациях вновь присваивается высшая категория качества.
На продукцию производственно-технического назначения, отнесенную при аттестации к первой категории качества, применяется скидка с оптовой цены в первый год в размере 5 процентов, во второй год - 10 процентов, в третий год - 15 процентов. Если при второй аттестации эта продукция не будет отнесена к высшей категории качества, она должна быть снята с производства. С разрешения Госплана СССР и Госснаба СССР выпуск ее может быть сохранен до двух лет с применением 30-процентной скидки.
Сумма скидок с оптовых цен направляется производственными объединениями (предприятиями) - изготовителями в доход соответствующего бюджета в зависимости от подчиненности производственного объединения (предприятия), а продукция планируется и реализуется по ценам без применения скидок.