ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 1983 года N 663
О проведении экономического эксперимента по расширению прав производственных объединений (предприятий) Министерства легкой промышленности Белорусской ССР в планировании и хозяйственной деятельности и по усилению их ответственности за результаты работы
В целях увеличения выпуска высококачественных товаров для населения и продукции для народного хозяйства на основе улучшения планирования, технического совершенствования производства, развития творческой инициативы и повышения заинтересованности трудовых коллективов в росте эффективности производства, укрепления хозяйственного расчета Совет Министров СССР, во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 июля 1983 года о проведении начиная с 1984 года экономического эксперимента по расширению прав производственных объединений (предприятий) Министерства легкой промышленности Белорусской ССР в планировании и хозяйственной деятельности и по усилению их ответственности за результаты работы,
постановляет:
1. Установить, что начиная с 1984 года в планах экономического и социального развития производственных объединений (предприятий) Министерства легкой промышленности Белорусской ССР, а также Министерства в целом утверждаются следующие показатели, лимиты и экономические нормативы:
в пятилетнем плане
темпы роста товарной продукции (расчетно);
производство основных видов продукции в натуральном выражении, включая выпуск высококачественных новых изделий;
удельный вес продукции высшей категории качества в общем объеме производства продукции или другой показатель качества;
рост производительности труда, исчисляемый по чистой (нормативной) продукции (в швейной промышленности - по нормативной стоимости обработки);
снижение затрат на рубль товарной продукции;
лимит государственных централизованных капитальных вложений и строительно-монтажных работ, ввод в действие основных фондов, производственных мощностей и объектов за счет государственных централизованных капитальных вложений;
лимит материально-технических ресурсов (по укрупненной, групповой номенклатуре продукции);
норматив прироста фонда заработной платы промышленно-производственного персонала за каждый процент прироста чистой (нормативной) или товарной продукции (в швейной промышленности - прироста нормативной стоимости обработки);
нормативы образования фонда развития производства;
норматив прироста фонда материального поощрения действующих производственных объединений (предприятий);
норматив прироста фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства действующих производственных объединений (предприятий);
норматив образования единого фонда развития науки и техники (для Министерства).
Экономические нормативы должны разрабатываться в составе контрольных цифр и доводиться до производственных объединений (предприятий) заблаговременно, до начала составления пятилетнего плана. Установленные в пятилетнем плане нормативы изменению и переутверждению не подлежат;
в годовых планах
объем реализуемой продукции производственных объединений (предприятий) - для оценки выполнения договорных обязательств по поставкам продукции;
производство продукции в натуральном выражении (по основной номенклатуре), включая выпуск новых высококачественных изделий;
удельный вес продукции высшей категории качества в общем объеме производства продукции или другой показатель качества;
рост производительности труда, исчисляемый по чистой (нормативной) или товарной продукции (в швейной промышленности - по нормативной стоимости обработки);
снижение затрат на рубль товарной продукции;
прибыль;
лимит государственных централизованных капитальных вложений и строительно-монтажных работ, ввод в действие основных фондов, производственных мощностей и объектов за счет государственных централизованных капитальных вложений;
фонды материально-технических ресурсов;
норматив отчислений от расчетной прибыли в государственный бюджет для производственных объединений (предприятий).
Фонд заработной платы для работников вновь вводимых в действие предприятий и объектов, а также фонд материального поощрения, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства для указанных предприятий и объектов предусматриваются в пятилетнем и годовых планах отдельно.
Общий фонд заработной платы, включая фонд заработной платы промышленно-производственного персонала действующих производственных объединений (предприятий), исчисленный по нормативам, а также общие суммы фондов экономического стимулирования определяются расчетно Министерством легкой промышленности СССР для Министерства легкой промышленности Белорусской ССР, а Министерством легкой промышленности Белорусской ССР для подведомственных производственных объединений (предприятий).
2. Лимиты (прирост) численности работников определяются производственными объединениями (предприятиями) Министерства легкой промышленности Белорусской ССР на основе утверждаемых показателей и согласовываются с территориальными плановыми органами на стадии разработки проектов пятилетнего и годовых планов.
3. Министерству легкой промышленности СССР определять и по согласованию с Госпланом СССР и Госснабом СССР устанавливать до начала разработки пятилетнего и годовых планов номенклатуру продукции, по которой объем производства ее в натуральном выражении, лимиты и фонды на материально-технические ресурсы утверждаются производственным объединениям (предприятиям) Министерства легкой промышленности Белорусской ССР в государственных планах.
4. В целях повышения роли производственных объединений (предприятий) Министерства легкой промышленности Белорусской ССР в формировании планов производства продукции с учетом заказов торгующих организаций установить, что производственная программа по ассортименту планируется производственными объединениями (предприятиями) на основе контрольных цифр, сообщенных Министерством легкой промышленности Белорусской ССР, заказов потребителей, выделенных лимитов материально-технических ресурсов и результатов оптовой продажи товаров на республиканских и межреспубликанских ярмарках.
Производственные объединения (предприятия) разрабатывают и утверждают годовые планы экономического и социального развития на основе устанавливаемых заданий, экономических нормативов и заключенных договоров на поставку продукции.
5. Поручить Госплану СССР совместно с Министерством легкой промышленности СССР установить порядок уточнения плановых показателей по производственным объединениям (предприятиям) Министерства легкой промышленности Белорусской ССР по итогам заготовок сельскохозяйственных видов сырья.
6. Оценка хозяйственной деятельности производственных объединений (предприятий) Министерства легкой промышленности Белорусской ССР осуществляется вышестоящими организациями и местными органами при подведении итогов работы и социалистического соревнования по выполнению плановых заданий по объему реализации продукции исходя из обязательств по поставкам по номенклатуре (ассортименту), качеству и в сроки в соответствии с заключенными договорами (заказами), повышению качества продукции, росту производительности труда, увеличению прибыли, вводу в действие производственных мощностей за счет государственных централизованных капитальных вложений.
7. Установить, что средства фонда развития производства предусматриваются в составе государственных капитальных вложений и выделяются в плане отдельно как нецентрализованные капитальные вложения наряду с централизованными капитальными вложениями. Средства фонда развития производства, накопленные производственными объединениями (предприятиями), изъятию не подлежат.
Предусматривать в государственных планах экономического и социального развития необходимые материально-технические ресурсы для выполнения работ, осуществляемых за счет фонда развития производства. Выделение оборудования и других ресурсов для проведения мероприятий, финансируемых за счет средств фонда развития производства, осуществлять в таком же порядке, как и по государственным централизованным капитальным вложениям.
Министерству легкой промышленности Белорусской ССР учитывать в планах производственных объединений (предприятий) экономическую эффективность осуществляемых за счет средств фонда развития производства мероприятий по техническому перевооружению основных фондов, включая прирост производственных мощностей, и представлять Министерству легкой промышленности СССР одновременно с проектами планов соответствующие сводные расчетные данные для учета в разделах и показателях государственных планов.
Министерству легкой промышленности Белорусской ССР обеспечивать проведение мероприятий за счет средств фонда развития производства и других нецентрализованных источников, как правило, хозяйственным способом. Там, где это целесообразно, выполнять работы подрядным способом, предусматривая в плане необходимые для этой цели лимиты; подрядные строительные организации должны выполнять работы в этих случаях в таком же порядке, как и работы, производимые за счет централизованных капитальных вложений.
8. Предоставить право производственным объединениям (предприятиям) Министерства легкой промышленности Белорусской ССР осуществлять в случае экономической целесообразности за счет части амортизационных отчислений, предназначенных на капитальный ремонт, дополнительные затраты на техническое перевооружение основных фондов сверх предусмотренных планом лимитов государственных централизованных капитальных вложений. При этом строительно-монтажные работы могут выполняться лишь в объемах, необходимых для установки и монтажа оборудования.
9. Предоставить производственным объединениям (предприятиям) Министерства легкой промышленности Белорусской ССР возможность самостоятельно использовать часть средств единого фонда развития науки и техники для проведения по своей инициативе работ по созданию новых, улучшенных изделий, а также для компенсации повышенных затрат в период их освоения. Министерству оставлять в распоряжении производственных объединений (предприятий) определенную долю средств указанного фонда для проведения этих работ.
10. В целях повышения оперативности в организации выпуска новых изделий предоставить Министерству легкой промышленности Белорусской ССР право устанавливать в 1984-1985 годах на первые опытные партии изделий, изготавливаемых по нормативно-технической документации или техническому описанию, утверждаемым производственным объединением (предприятием), оптовые и розничные цены с ограниченным сроком действия на общую сумму до 500 тыс. рублей (в розничных ценах), а также разрешать производственным объединениям (предприятиям)-изготовителям устанавливать цены на партии таких изделий на общую сумму до 100 тыс. рублей.
11. Министерству легкой промышленности Белорусской ССР в случае временного ухудшения показателей работы подведомственных производственных объединений (предприятий) в период массового освоения новых изделий компенсировать им уменьшение фонда заработной платы и фонда материального поощрения за счет соответствующих централизованных Фондов и резервов Министерства.
12. При невыполнении планов и заданий по созданию и освоению новой техники, внедрению прогрессивной технологии и передового опыта общая сумма премии руководящим работникам производственных объединений (предприятий) Министерства легкой промышленности Белорусской ССР за основные результаты хозяйственной деятельности уменьшается не менее чем па 25 процентов.
13. В целях улучшения планирования фонда заработной платы и усиления зависимости оплаты труда от конечных результатов работы производственных коллективов установить, что начиная с 1984 года фонд заработной платы промышленно-производственного персонала в производственных объединениях (предприятиях) Министерства легкой промышленности Белорусской ССР образуется из суммы фонда заработной платы базового года и дополнительного фонда, исчисленного по нормативу его прироста за каждый пункт (процент) прироста чистой (нормативной) продукции (в швейной промышленности - по нормативной стоимости обработки) по сравнению с базовым годом.
Министерству легкой промышленности Белорусской ССР нормативы заработной платы устанавливать подведомственным производственным объединениям (предприятиям), как правило, исходя из необходимости опережающего роста производительности труда в сравнении с ростом средней заработной платы.
14. Расширить права производственных объединений (предприятий) Министерства легкой промышленности Белорусской ССР в использовании фонда заработной платы и фонда материального поощрения, исчисленных по утвержденным показателям и нормативам.
Предоставить администрации производственных объединений (предприятий) право устанавливать по согласованию с профсоюзной организацией за счет экономии фонда заработной платы:
повышенные доплаты к тарифным ставкам высококвалифицированным рабочим, занятым на особо ответственных работах, за профессиональное мастерство (рабочим IV разряда - до 16, V разряда - до 20 и VI разряда - до 24 процентов тарифной ставки), надбавки высококвалифицированным инженерно-техническим работникам и служащим в размере до 50 процентов должностного оклада. Размеры этих надбавок и доплат определять с учетом личного вклада каждого работника в увеличение выпуска продукции и повышение ее качества, снижение трудоемкости, материалоемкости и выполнение других показателей. Указанные надбавки и доплаты уменьшать или отменять полностью при ухудшении показателей работы;
доплаты за совмещение профессий (должностей) работникам, относящимся к различным категориям персонала (инженерно-техническим работникам, служащим, рабочим и т.п.), без утверждения перечня совмещаемых профессий вышестоящими органами;
оклады высококвалифицированным рабочим, занятым на особо важных и ответственных работах, в размере до 230 рублей в месяц (но не выше должностных окладов мастеров с учетом 50-процентной надбавки).
Контроль за осуществлением указанных мероприятий возложить на Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам.
15. Разрешить Министерству легкой промышленности Белорусской ССР оставлять экономию фонда заработной платы в распоряжении соответствующих производственных объединений (предприятий), обеспечивающих освоение проектных технико-экономических показателей вновь вводимых в действие производственных мощностей с меньшей численностью работающих по сравнению с проектной.
16. Установить, что фонд материального поощрения планируется производственными объединениями (предприятиями) Министерства легкой промышленности Белорусской ССР самостоятельно исходя из размеров фонда, сложившегося по плану базового года, и дополнительных отчислений по нормативам за каждый процент роста прибыли по сравнению с базовым годом.
Разрешить Министерству легкой промышленности Белорусской ССР применять для образования фонда материального поощрения там, где это целесообразно, другие фондообразующие показатели, характеризующие эффективность работы производственных объединений (предприятий).
Абсолютный размер отчислений в фонд материального поощрения в ходе выполнения годовых планов увеличивать (уменьшать) в зависимости:
а) от выполнения плана реализации продукции с учетом обязательств по поставкам в соответствии с заключенными договорами и принятыми к исполнению заказами-нарядами. При этом за каждый процент невыполнения фонд материального поощрения уменьшается на 3 процента, а при выполнении договоров полностью - увеличивается на 15 процентов;
б) от дополнительной прибыли, полученной производственными объединениями (предприятиями) за счет поощрительных надбавок к розничным ценам на новые товары улучшенного качества. Указанные отчисления используются ими в соответствии со сметой расходования фонда материального поощрения, рассмотренной и одобренной трудовым коллективом.
17. Разрешить Министерству легкой промышленности Белорусской ССР устанавливать надбавки к должностным окладам директорам производственных объединений (предприятий) за счет экономии фонда заработной платы этих производственных объединений (предприятий).
18. Министерству легкой промышленности Белорусской ССР осуществить систему мер по повышению стимулирующего воздействия премий на выполнение заданий по объему реализации продукции с учетом обязательств по поставкам в соответствии с заключенными договорами, по повышению производительности труда, экономии материальных ресурсов, использованию производственных фондов. Установить, что премии руководящим работникам производственных объединений (предприятий) за основные показатели работы выплачиваются только при выполнении плановых заданий по объему реализации продукции с учетом обязательств по поставкам в соответствии с заключенными договорами (с учетом установленного процента недовыполнения обязательств по договорам).
Руководящим работникам предприятий и объединений, выполняющих полностью годовой план реализации продукции с учетом поставок по договорам и обеспечивающих выпуск изделий, пользующихся повышенным спросом у населения, выплачивать единовременные премии за счет фонда материального поощрения в размере до трех должностных окладов сверх установленных максимальных размеров премирования.
Министерству легкой промышленности Белорусской ССР дифференцировать размер указанных премий по производственным объединениям (предприятиям) в зависимости от качества изделий и объемов выпускаемой продукции, пользующейся повышенным спросом у населения.
Премирование инженерно-технических работников и служащих осуществлять по тем показателям работы, на которые они воздействуют непосредственно.
19. Установить, что в случае опережения темпов роста средней заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда соответствующая часть фонда материального поощрения резервируется для использования ее в следующем году на стимулирование дальнейшего роста производительности труда и повышения эффективности производства или направляется в текущем году в фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства.
20. Установить, что общая сумма фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства производственных объединений (предприятий) Министерства легкой промышленности Белорусской ССР на очередной год складывается из суммы этого фонда по плану базового года и суммы прироста фонда за каждый процент прироста производительности труда, исчисленного нарастающим итогом к базовому году, в размере двух процентов.