Недействующий


СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 октября 1986 года N 1282


О переводе объединений и предприятий Министерства автомобильной промышленности СССР на полный хозяйственный расчет

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________


Поставленные задачи по удовлетворению возрастающих потребностей народного хозяйства и населения страны в продукции автомобилестроения требуют ускоренного развития производства автомобилей, соответствующих по своему техническому уровню и качеству мировым достижениям, непрерывного обновления и модернизации производства и выпускаемых изделий, повышения эффективности работы объединений и предприятий отрасли.

В целях достижения высоких конечных результатов деятельности объединений и предприятий необходимо обеспечить дальнейшее совершенствование форм и методов хозяйствования на основе полного хозяйственного расчета и самофинансирования с учетом положительного опыта, накопленного в ходе экономических экспериментов, и прежде всего в производственном объединении "АвтоВАЗ".

Совет Министров СССР

постановляет:

1. Осуществить в системе Министерства автомобильной промышленности СССР комплекс мер по совершенствованию экономических методов управления, улучшению организации планирования, расширению прав и самостоятельности объединений и предприятий в экономическом и социальном развитии.

Перевести с 1 января 1987 года все объединения и предприятия указанного Министерства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. При этом исходить из того, что объединения и предприятия обеспечивают свое научно-техническое, производственное и социальное развитие за счет заработанных средств и всецело отвечают за результаты своей хозяйственной деятельности, выполнение обязательств перед поставщиками и потребителями, бюджетом и банками.

2. Считать необходимым повысить роль, ответственность и инициативу трудовых коллективов объединений и предприятий Министерства автомобильной промышленности СССР в решении вопросов производства и управления, в разработке и реализации текущих и перспективных планов, в улучшении условий труда и быта работников, всемерно используя в этих целях качественно новые возможности и права, вытекающие из принципов полного хозяйственного расчета и самофинансирования.



По расширению применения экономических методов управления

3. Осуществить перестройку планирования, расширить права и усилить экономическую ответственность объединений и предприятий Министерства автомобильной промышленности СССР путем повышения роли пятилетнего плана экономического и социального развития, широкого применения системы стабильных экономических нормативов.

Положить в основу хозрасчетной деятельности объединений и предприятий Министерства прибыль как важнейший обобщающий экономический показатель, главный источник, обеспечивающий их научно-техническое, производственное и социальное развитие. Установить прямую зависимость между ресурсами и доходами, которыми самостоятельно распоряжаются объединения и предприятия, и эффективностью их работы.

4. Министерству автомобильной промышленности СССР утверждать в пятилетних и годовых планах подведомственным объединениям и предприятиям следующие показатели и лимиты:

производство основной номенклатуры в натуральном и всей продукции (расчетно) в стоимостном выражении как основу для заключения договоров между изготовителем и потребителем продукции;

задания по ежегодному обновлению выпускаемой продукции;

рост производительности труда;

прибыль;

задания по валютной выручке, в том числе в свободно конвертируемой валюте (для объединений и предприятий, имеющих право выхода на внешний рынок);

лимиты государственных централизованных капитальных вложений и строительно-монтажных работ, ввод в действие основных фондов, производственных мощностей, жилых домов и других объектов социального назначения за счет этих капитальных вложений (по перечню предприятий и объектов, утверждаемому в планах экономического и социального развития Министерства);

лимиты материально-технических ресурсов (по укрупненной номенклатуре) - в пятилетних планах, фонды на основные виды материально-технических ресурсов - в годовых планах.

Для определения динамики развития производства, оценки структурных соотношений, отраслевых и территориальных пропорций в пятилетних планах объединений и предприятий устанавливается расчетно темп роста товарной продукции.

В годовом плане оценка выполнения обязательств по поставке продукции по заключенным договорам осуществляется по реализованной продукции.

Объемы капитальных вложений, строительно-монтажных и подрядных работ, а также ввод в действие основных фондов, производственных мощностей, жилых домов и других объектов социального назначения за счет средств объединений и предприятий (фонда развития производства, науки и техники и фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства) учитываются в планах Министерства в соответствии с предложениями этих объединений и предприятий.

Фонд заработной платы работников вновь вводимых в действие предприятий и объектов (по утвержденному перечню), а также фонд материального поощрения, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства для указанных предприятий и объектов предусматриваются в пятилетних и годовых планах отдельно.

5. Признать необходимым расширить использование экономических нормативов при планировании деятельности объединений и предприятий Министерства автомобильной промышленности СССР. Указанному Министерству утверждать в пятилетних планах объединениям и предприятиям следующие экономические нормативы:

нормативы платы за производственные фонды, отчислений от прибыли в государственный (в том числе в местный) бюджет;

норматив отчислений от прибыли в централизованный фонд и резервы Министерства;

норматив прироста общего фонда заработной платы;

норматив фонда заработной платы руководящих, инженерно-технических работников и служащих;

норматив фонда заработной платы конструкторов, технологов и научных работников;

нормативы образования фонда развития производства, науки и техники;

норматив образования фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства;

норматив образования фонда материального поощрения;

нормативное соотношение между приростом средней заработной платы и приростом производительности труда.

Экономические нормативы разрабатываются в составе контрольных цифр, доводятся до объединений и предприятий заблаговременно и являются стабильными в течение пятилетки.

Нормативы отчислений от прибыли в государственный бюджет и образования фондов экономического стимулирования определяются исходя из пропорций распределения прибыли в базовом году, а также заданий и расчетов пятилетнего плана.

Разрешить Министерству автомобильной промышленности СССР дифференцировать экономические нормативы по отдельным объединениям и предприятиям.

Министерству автомобильной промышленности СССР предусматривать в пятилетних планах лимиты дотаций планово-убыточным и малорентабельным объединениям и предприятиям с прогрессивным их сокращением. Покрытие убытков и других плановых затрат этих объединений и предприятий в пределах установленного лимита осуществляется Министерством из централизованного фонда и резервов, образуемых за счет отчислений от прибыли объединений и предприятий отрасли по стабильным нормативам.

6. Министерство автомобильной промышленности СССР обеспечивает соблюдение прав и хозрасчетных интересов объединений и предприятий, обоснованность и стабильность утверждаемых экономических нормативов.

При утверждении экономических нормативов обеспечить соответствие между размерами отчислений от прибыли в государственный бюджет, фонда заработной платы и фондов экономического стимулирования по объединениям и предприятиям и Министерству в целом.

Запретить какое-либо изъятие у объединений и предприятий и внутриотраслевое перераспределение прибыли и других средств, не предусмотренные законодательством и не вытекающие из установленных настоящим постановлением взаимоотношений между объединениями, предприятиями и Министерством.

7. Министерству автомобильной промышленности СССР, объединениям и предприятиям осуществить на основе опыта производственного объединения "АвтоВАЗ", других передовых объединений и предприятий комплекс мер по укреплению внутрипроизводственного хозрасчета, усилению воздействия его форм и методов на повышение трудовой активности коллективов цехов, участков, бригад, каждого работника для достижения высоких конечных результатов деятельности объединений и предприятий.

8. Оценка хозяйственной деятельности объединений и предприятий Министерства автомобильной промышленности СССР осуществляется вышестоящими организациями и местными органами при подведении итогов работы и социалистического соревнования исходя из выполнения заданий по реализации продукции в соответствии с заключенными договорами (заказами), росту производительности труда, прибыли, обновлению выпускаемой продукции, вводу в действие производственных мощностей, жилых домов и других объектов социального назначения, а также заданий по валютной выручке, в том числе в свободно конвертируемой валюте (для объединений и предприятий, имеющих право выхода на внешний рынок).

9. Установить следующую очередность в распределении плановой и фактически полученной объединениями и предприятиями Министерства автомобильной промышленности СССР прибыли:

платежи в бюджет: плата за производственные фонды, отчисления в государственный (в том числе в местный) бюджет;

отчисления Министерству на образование централизованного фонда и резервов.

Остающаяся в распоряжении объединений и предприятий после указанных платежей и отчислений прибыль направляется по утвержденным нормативам:

в фонд развития производства, науки и техники;

в фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства;

в фонд материального поощрения.

Введение платежей и отчислений из прибыли, не предусмотренных законодательством, не допускается.

Расчеты с государственным (в том числе с местным) бюджетом осуществляются децентрализованно каждым объединением и предприятием по стабильным нормативам.

10. Установить, что затраты на научно-техническое, производственное и социальное развитие объединений и предприятий Министерства автомобильной промышленности СССР в условиях самофинансирования осуществляются за счет заработанных ими средств.

Капитальные вложения на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих производств объединений и предприятий Министерства автомобильной промышленности СССР финансируются за счет средств фонда развития производства, науки и техники, а также кредитов банка, с погашением их за счет средств этого фонда.

Капитальные вложения на строительство жилых домов и других объектов социального назначения действующих объединений и предприятий финансируются за счет средств фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, а также кредитов банка, с погашением их за счет средств этого фонда.

Строительство новых предприятий и объектов (в том числе объектов непроизводственного назначения), предусмотренных перечнем, утвержденным в плане экономического и социального развития Министерства автомобильной промышленности СССР на двенадцатую пятилетку, осуществляется за счет ассигнований из государственного бюджета. В указанный перечень Госпланом СССР могут включаться наиболее важные объекты народнохозяйственного значения, строительство которых осуществляется в действующих объединениях и на предприятиях.



По улучшению организации планирования и управления

11. Разработка проектов пятилетних планов осуществляется объединениями и предприятиями Министерства автомобильной промышленности СССР на основе контрольных цифр, лимитов материально-технических ресурсов и экономических нормативов.

До начала разработки пятилетних и годовых планов Министерство доводит до объединений и предприятий основную номенклатуру продукции, лимиты и фонды на материально-технические ресурсы.

12. Объединения и предприятия Министерства автомобильной промышленности СССР, исходя из утвержденных показателей, лимитов, экономических нормативов, договоров и заказов на поставку продукции, самостоятельно разрабатывают пятилетние и годовые планы экономического и социального развития и финансовые планы. При этом должно обеспечиваться эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Годовые планы разрабатываются Министерством автомобильной промышленности СССР, объединениями и предприятиями отрасли исходя из заданий пятилетнего плана на соответствующий год.

13. Разрешить объединениям и предприятиям Министерства автомобильной промышленности СССР включать в объемы производства и реализации продукции стоимость монтажных, пусконаладочных и регламентных работ, выполняемых в соответствии с договорами силами промышленно-производственного персонала этих объединений и предприятий на объектах заказчиков по согласованным с ними ценам на указанные работы.

14. Разрешить объединениям Министерства автомобильной промышленности СССР, которым предоставлено право планирования производства и распределения запасных частей к легковым автомобилям, осуществлять розничную торговлю указанными запасными частями через фирменные центры и станции технического обслуживания автомобилей.

15. В целях наиболее полного осуществления мер по расширению хозяйственной самостоятельности объединений и предприятий Министерства автомобильной промышленности СССР и реализации принципа самофинансирования обеспечить дальнейшее совершенствование организационной структуры управления, имея в виду обеспечить переход на управление отраслью, как правило, по схеме "Министерство - объединение".

В числе первоочередных мероприятий предусмотреть повышение уровня концентрации производства, организацию на базе существующих объединений и предприятий новых и укрупнение действующих производственных и научно-производственных объединений, включение в их состав отраслевых научно-исследовательских и конструкторско-технологических организаций.

Разрешить Министерству автомобильной промышленности СССР вносить по согласованию с Бюро Совета Министров СССР по машиностроению уточнения в структуру управления отраслью в пределах утвержденной генеральной схемы.

Предоставить право руководителям объединений и предприятий Министерства автомобильной промышленности СССР с согласия Министерства утверждать структуру управления объединениями и предприятиями.

16. Предоставить Министерству автомобильной промышленности СССР право переводить научно-исследовательские, проектно-конструкторские и конструкторско-технологические организации, входящие в состав научно-производственных и производственных объединений, на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, имея в виду обеспечить прямую зависимость оплаты труда их работников от технического уровня, сокращения сроков и затрат на разработку и внедрение новой техники и технологии и от конечных результатов работы указанных объединений.



По расширению прав объединений и предприятий в научно-техническом, производственном и социальном развитии

17. Научно-техническое, производственное и социальное развитие объединений и предприятий Министерства автомобильной промышленности СССР, в том числе объединений и предприятий по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, осуществляется за счет средств фонда развития производства, науки и техники, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и кредитов банков.

Установить, что фонд развития производства, науки и техники объединений и предприятий образуется за счет: амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, отчислений от прибыли, остающейся в распоряжении объединений и предприятий, по установленному нормативу, выручки от реализации излишнего имущества.

В связи с созданием фонда развития производства, науки и техники единый фонд развития науки и техники в Министерстве автомобильной промышленности СССР не образуется.

Разрешить Министерству автомобильной промышленности СССР дифференцировать по объединениям и предприятиям нормативы образования фонда развития производства, науки и техники за счет амортизационных отчислений в зависимости от степени износа основных производственных фондов.

18. Предоставить право руководителям объединений и предприятий Министерства автомобильной промышленности СССР использовать средства фонда развития производства, науки и техники:

на финансирование затрат по техническому перевооружению, реконструкции и расширению действующих предприятий, производств и организаций, на погашение долгосрочных кредитов банка, полученных на проведение указанных мероприятий, на уплату процентов за кредиты банков;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»