Недействующий

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 марта 1986 года N 358

     
О дальнейшем совершенствовании экономического механизма хозяйствования в агропромышленном комплексе страны

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________



Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что реализация поставленных XXVII съездом КПСС задач по ускорению социально-экономического развития страны требует решительных сдвигов в улучшении деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса, совершенствования всего экономического механизма в этом важнейшем секторе народного хозяйства, расширения самостоятельности и повышения ответственности колхозов и совхозов за результаты деятельности.

Имеющийся крупный производственный потенциал в агропромышленном комплексе, наметившиеся положительные сдвиги в его развитии после майского (1982 год) и апрельского (1985 год) Пленумов ЦК КПСС, перестройка управления создали благоприятные предпосылки для ускорения темпов роста производства, повышения качества продукции и наиболее полного удовлетворения потребностей населения в продовольствии и перерабатывающей промышленности в сырье.

Вместе с тем ныне действующий экономический механизм хозяйствования, сложившиеся методы и практика планирования и стимулирования недостаточно ориентируют колхозы, совхозы, другие предприятия и организации агропромышленного комплекса, местные советские и хозяйственные органы на более полное использование имеющегося производственного потенциала, широкое внедрение достижений науки и передовой практики, обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства и связанных с ним отраслей, сокращение потерь продукции на всех стадиях ее производства, хранения и переработки, успешное решение проблем социального переустройства села.

Слабо используются нормативный метод планирования, хозяйственный расчет, прогрессивные формы организации и оплаты труда, допускаются диспропорции в развитии отдельных отраслей и регионов, многочисленные инструкции ограничивают самостоятельность, развитие инициативы и предприимчивости в хозяйственной деятельности.

Во исполнение решений XXVII съезда партии, в целях повышения экономической заинтересованности трудовых коллективов, обеспечения четкой, взаимоувязанной работы всех звеньев агропромышленного комплекса Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР

постановляют:

     

I. По совершенствованию планирования и стимулирования производства


1. Признать необходимым осуществить комплекс мер по совершенствованию экономического механизма хозяйствования, широко внедрить новые методы планирования и экономического стимулирования на основе прогрессивных нормативов, расширить права колхозов, совхозов, других предприятий и организаций агропромышленного комплекса в решении хозяйственных вопросов, усилить заинтересованность и ответственность трудовых коллективов и всех звеньев управления за интенсификацию производства, широкое использование достижений научно-технического прогресса, обеспечение высоких конечных результатов.

Обратить особое внимание на то, чтобы в республиках, краях, областях и районах последовательно обеспечивалось улучшение снабжения населения продовольствием за счет максимального использования местных ресурсов и возможностей колхозов, совхозов, личных подсобных хозяйств граждан, коллективного садоводства, подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений, а также за счет широкого внедрения безотходной технологии на предприятиях пищевых и других отраслей перерабатывающей промышленности, повышения качества продуктов питания.

2. Установить на двенадцатую пятилетку стабильные по годам планы закупок зерна на уровне плана 1986 года. При невыполнении планов закупок зерна соответственно уменьшается отпуск фуражного зерна или комбикормов из государственных ресурсов, если это недовыполнение не вызвано стихийными бедствиями.

В целях стимулирования увеличения заготовок зерна в государственные ресурсы выплачивать в 1986-1990 годах колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям за зерно, проданное сверх среднегодового уровня одиннадцатой пятилетки, надбавки к закупочным ценам в размере 100 процентов при условии выполнения государственных планов продажи зерна (хозяйствам, превысившим этот уровень, но не выполнившим план, - в размере 50 процентов). Указанные надбавки к закупочным ценам на зерно твердых пшениц, гречиху, горох, просо, фасоль, маш, нут и чечевицу выплачивать независимо от превышения уровня реализации зерна в целом.

Ввести для хозяйств, перевыполнивших планы продажи зерна государству, встречную продажу автомобилей, тракторов, отдельных видов сельскохозяйственных машин и других ресурсов, пользующихся повышенным спросом. Госагропрому СССР создать для указанных целей специальный фонд материальных ресурсов.

Отпуск республикам, краям, областям, районам и хозяйствам семян зерновых культур из государственных ресурсов сверх предусмотренных планом производить, как правило, в обмен или в ссуду, с обязательным возвратом ее из урожая будущего года.

3. Для повышения заинтересованности колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий в увеличении производства подсолнечника, сои и сахарной свеклы продавать им начиная с урожая 1986 года за каждый реализованный государству центнер:

подсолнечника сорта "Первенец" (и иных аналогичных сортов) - 40 килограммов шротов (жмыхов) и 20 килограммов комбикормов;

подсолнечника других сортов - 10 килограммов шротов (жмыхов) и 20 килограммов комбикормов, а проданный сверх среднего уровня, достигнутого в одиннадцатой пятилетке, - 30 килограммов шротов (жмыхов) и 20 килограммов комбикормов;

сои - 30 килограммов шротов (жмыхов) и 50 килограммов комбикормов;

сахарной свеклы - 1,5 килограмма патоки, 1 килограмм комбикормов и 60 килограммов жома, а проданный сверх среднего уровня, достигнутого в одиннадцатой пятилетке, - 5 килограммов патоки, 2 килограмма комбикормов и 80 килограммов жома.

Продлить на 1987-1990 годы выплату надбавок в размере 50 процентов к закупочным ценам за продажу государству колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями сверх среднего уровня, достигнутого в одиннадцатой пятилетке, подсолнечника, сахарной свеклы, хлопка-сырца (волокна), сои, продукции льна и конопли (солома, треста, волокно), картофеля, чайного листа, хмеля, горчицы, эфирномасличных культур, мака (включая семена), скота и птицы, молока, шерсти, каракуля и пантов. Включить в перечень продукции, по которой выплачивается указанная надбавка, столовый виноград, цитрусовые плоды, лук репчатый, чеснок, семена люцерны, клевера, злаковых трав.

4. Установить, что начиная с 1987 года до союзных и автономных республик, краев и областей планы государственных закупок скота и птицы, молока, яиц, картофеля, овощей, бахчевых культур, плодов и ягод, столового винограда, цитрусовых плодов и сухофруктов не доводятся, а устанавливаются твердые по годам пятилетки планы поставок соответствующей продукции в общесоюзный и республиканские фонды (или дотации из них), а также планы поставок племенного скота. До районов и хозяйств доводятся твердые планы закупок сельскохозяйственной продукции в установленном порядке.

В целях повышения заинтересованности местных органов в увеличении производства продуктов питания и улучшения снабжения ими населения признать целесообразным оставлять полностью в распоряжении Советов Министров союзных республик, не имеющих областного деления, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов и облисполкомов ресурсы мяса, молока и другой продукции после выполнения планов поставки в общесоюзный и республиканские фонды. Разрешить при необходимости осуществлять взаимообмен продовольствием между республиками, краями, областями на договорной основе, широко используя для этого организации потребительской кооперации. Установить, что ассортимент продовольственной продукции, вырабатываемой на предприятиях системы Госагропрома СССР для местного снабжения, определяется Советами Министров союзных республик, не имеющих областного деления, Советами Министров автономных республик, крайисполкомами и облисполкомами.

Советы Министров союзных и автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы, госагропромы союзных и автономных республик, агропромышленные комитеты краев и областей несут всю полноту ответственности за своевременную поставку по объемам и номенклатуре продовольственных продуктов в общесоюзный и республиканские фонды. Объемы недопоставок в указанные фонды возмещаются из ресурсов, предусмотренных на местное снабжение по следующему кварталу или году.

При использовании хозяйствами мяса и молока на внутрихозяйственные нужды строго руководствоваться установленным порядком.

5. Признать необходимым, чтобы планы колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий разрабатывались с учетом развития как общественного производства, так и личных подсобных хозяйств граждан, проживающих на их территории. ЦСУ СССР ввести необходимые дополнения в форму учета и отчетности, отражающие развитие общественного производства и личных подсобных хозяйств по соответствующим территориям.

Планирование осуществлять на основе доведенных в установленном порядке контрольных цифр по закупкам сельскохозяйственной продукции, лимитов капитальных вложений и поставок основных видов материальных ресурсов, которые определяются, исходя из нормативов, учитывающих экономическую оценку земли, обеспеченность основными производственными фондами, трудовыми и другими ресурсами.

Планы хозяйств после обсуждения их на собраниях трудовых коллективов представляются в вышестоящий орган по подчиненности. При этом общий объем продажи государству сельскохозяйственной продукции должен быть не ниже среднегодового уровня, достигнутого за предшествующие 5 лет.

Госагропрому СССР и Госплану СССР обеспечить разработку соответствующих нормативов и ввести их с 1987 года в практику планирования.

Госагропрому СССР, Госплану СССР, Советам Министров союзных республик предусматривать при разработке перспективных и годовых планов формирование специализированных сырьевых зон и рациональное размещение предприятий перерабатывающей промышленности, имея в виду создание на этой основе интегрированных агропромышленных объединений, комбинатов и предприятий, обеспечивающих комплексное использование сырьевых ресурсов, производство высококачественных продуктов питания и промышленных товаров, сокращение транспортных и других издержек. Наряду с этим обеспечить развитие в хозяйствах и в организациях потребительской кооперации мощностей по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции для более равномерной поставки ее потребителям.

Госагропрому СССР и ЦСУ СССР с 1987 года существенно (на 30-40 процентов) сократить количество показателей в плановой документации, годовых отчетах и в оперативной отчетности колхозов, совхозов и других предприятий агропромышленного комплекса.

6. Установить, что Советы Министров союзных и автономных республик, крайисполкомы и облисполкомы, госагропромы союзных и автономных республик, агропромышленные комитеты краев и областей несут всю полноту ответственности за обеспечение животноводства высококачественными, сбалансированными по белку и другим компонентам концентрированными кормами и рациональное их использование. Признать необходимым, чтобы начиная с 1987 года объем производства комбикормов, белково-витаминных добавок и их ассортимент определялись Советами Министров союзных республик с учетом предложений местных советских и хозяйственных органов. Широко использовать для производства этой продукции местные сырьевые ресурсы колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных и промышленных предприятий.

Госплану СССР и Госагропрому СССР выделять Министерству хлебопродуктов СССР и Советам Министров союзных республик для производства комбикормов фуражное зерно, белковое сырье промышленной выработки, витамины, антибиотики и другие биологически активные вещества (с учетом объемов производства комбикормов, направляемых спецпотребителям и для встречной продажи за реализацию семян по межреспубликанским поставкам), исходя из объемов, предусмотренных на эти цели в плане экономического и социального развития СССР.

Министерству хлебопродуктов СССР обеспечить проведение единой технической политики в области комбикормовой промышленности, поставку соответствующих ресурсов в распоряжение Советов Министров союзных республик для выработки комбикормов, а также организацию совместно с Советами Министров союзных республик производства на подведомственных предприятиях комбикормов в объемах, предусмотренных в планах экономического и социального развития союзных республик.

Сохранить действующий порядок обеспечения комбикормами птицефабрик, крупных животноводческих комплексов и спецпотребителей.

Предоставить право Советам Министров союзных республик за счет имеющихся в их распоряжении фондов вводить встречную продажу комбикормов при закупках отдельных видов сельскохозяйственной продукции.

Госагропрому СССР и его органам на местах ввести с 1987 года новые нормативы расхода кормов, обеспечивающие сокращение затрат зерна на производство единицы продукции животноводства.

Госагропрому СССР и Советам Министров союзных республик осуществить комплекс мер по увеличению производства растительного белка и белка животного происхождения, обеспечивающих к концу двенадцатой пятилетки полную сбалансированность кормов, потребляемых в животноводстве.

В целях повышения заинтересованности местных органов в увеличении производства кормового белка установить, что кормовые дрожжи, мясокостная мука, заменитель цельного молока и другие высокобелковые кормовые добавки промышленного производства, выработанные сверх плана на предприятиях, расположенных на территории области, края, автономной и союзной (не имеющей областного деления) республик, остаются полностью в их распоряжении. Исключения из указанного порядка использования сверхплановой продукции допускаются только с разрешения Госагропрома СССР.

7. Продлить на 1987-1990 годы выплату надбавок к закупочным ценам на сельскохозяйственную продукцию, продаваемую государству низкорентабельными и убыточными колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями, работающими в худших природно-экономических условиях, в действующих размерах и в порядке, установленных в соответствии с пунктом 2 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 ноября 1982 года N 1017.

Разрешить Советам Министров союзных республик (не имеющих областного деления), Советам Министров автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам по представлению районных агропромышленных объединений при необходимости вносить изменения в списки хозяйств, получающих надбавки, и в размеры надбавок по группам хозяйств и видам продукции.

Считать целесообразным централизовать в госагропромах союзных республик до 10 процентов выделенных для указанной цели средств на оказание помощи отдельным хозяйствам, работающим в особо сложных условиях.

Советам Министров союзных и автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам и райисполкомам, госагропромам союзных и автономных республик, агропромышленным комитетам краев, областей и районным агропромышленным объединениям разработать и осуществить конкретные меры по каждому низкорентабельному и убыточному хозяйству, гарантирующие ускорение роста производства сельскохозяйственной продукции, сокращение непроизводительных затрат и снижение себестоимости продукции, повышение производительности труда и рентабельности производства.

8. Поручить Госагропрому СССР, Государственному комитету СССР по ценам и ЦСУ СССР усилить контроль за изменением цен на промышленные изделия и услуги для сельского хозяйства, себестоимостью его продукции и рентабельностью производства. По мере необходимости вносить в Совет Министров СССР предложения по поддержанию ценовой эквивалентности за счет соответствующего изменения закупочных цен в связи с ростом издержек производства колхозов и совхозов, вызванным повышением цен на промышленную продукцию.

9. Предоставить право Советам Министров союзных республик по согласованию с Госагропромом СССР и Государственным комитетом СССР по ценам изменять при необходимости закупочные цены на отдельные виды сельскохозяйственной продукции в пределах общей суммы выплат в расчете на плановый объем закупок продукции сельского хозяйства.

10. Для сокращения потерь плодоовощной продукции и активного воздействия на снижение цен колхозного рынка предоставить право госагропромам союзных и автономных республик и агропромышленным комитетам краев и областей устанавливать розничные цены на овощи, фрукты, виноград, картофель, бахчевые и зеленные культуры и другую скоропортящуюся плодоовощную продукцию, продаваемую через подведомственные магазины.

Министерству финансов СССР, Госагропрому СССР и Государственному комитету СССР по ценам разработать и утвердить в 3-месячный срок порядок образования за счет бюджетов союзных и автономных республик, краев и областей и использования фонда регулирования сезонных закупочных и розничных цен на плодоовощную продукцию и картофель.

11. В целях стимулирования совхозов и других предприятий системы Госагропрома СССР в переработке плодоовощной и другой продукции, дикорастущих плодов и ягод, грибов и в производстве новых видов продовольственных товаров, пользующихся спросом у населения (соки, фруктовые напитки, джемы, конфитюры, консервы и другие), разрешить им реализовывать эту продукцию через подведомственные магазины по поощрительным ценам, устанавливаемым агропромышленными комитетами областей и краев, госагропромами автономных республик и госагропромами союзных республик (не имеющих областного деления). Установить, что до 50 процентов полученной прибыли от реализации этой продукции зачисляется в фонд социально-культурных мероприятий.

Цены на новую продукцию должны утверждаться не позднее чем в месячный срок после представления соответствующих предложений.

12. Госагропрому СССР и его органам на местах осуществить меры по дальнейшему укреплению производственных связей колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий с организациями потребительской кооперации и личными подсобными хозяйствами граждан.

Разрешить колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям продавать организациям потребительской кооперации и на колхозных рынках с зачетом в выполнение плана по ценам согласно договоренности до 30 процентов планового объема закупок картофеля, овощей, бахчевых культур, плодов и ягод, столового винограда, а также сверхплановую сельскохозяйственную продукцию. Сверхплановая сельскохозяйственная продукция может также использоваться хозяйствами по их усмотрению и на другие нужды.

13. Установить, что с 1986 года скот и птица, выращенные в личных подсобных хозяйствах граждан в соответствии с договорами, закупаются организациями потребительской кооперации непосредственно или же через колхозы и совхозы и реализуются в основном на местное снабжение населения городов, промышленных и районных центров по ценам кооперативной торговли.

Разрешить Советам Министров союзных республик направлять в общем объеме дотационных поставок республикам, краям и областям до 20 процентов мяса, закупаемого потребительской кооперацией.

Госагропрому СССР совместно с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР, ЦСУ СССР и Центросоюзом в 2-месячный срок разработать и утвердить типовой договор организаций потребительской кооперации с колхозами, совхозами и гражданами, имеющими личное подсобное хозяйство, на производство и реализацию мяса и другой сельскохозяйственной продукции и определить порядок зачета ее в выполнение плана продажи государству, а также поощрительных выплат для колхозов и совхозов.

При этом исходить из того, что, являясь составной частью социалистического сельскохозяйственного производства, личные подсобные хозяйства граждан, опираясь на помощь колхозов и совхозов, призваны полнее удовлетворять потребности сельских жителей в мясе, молоке, яйцах, картофеле, овощах, плодах и других продуктах питания, а излишки реализовать через кооперативную торговлю и на колхозном рынке.

Колхозам, совхозам и другим предприятиям агропромышленного комплекса увеличить реализацию населению зернофуража, грубых и сочных кормов, семян и посадочного материала, молодняка животных и птицы, твердого топлива. Расширить помощь личным подсобным хозяйствам граждан в обработке приусадебных участков, в агрохимическом и ветеринарном обслуживании. Добиться в ближайшие два года полного удовлетворения потребности населения в молодняке свиней и птицы.

Всемерно поощрять граждан, активно работающих в общественном производстве и имеющих личные подсобные хозяйства.

II. По совершенствованию организации труда и усилению материального стимулирования работников


14. В целях усиления хозрасчетных принципов в работе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий установить, что начиная с 1987 года формирование фонда заработной платы осуществляется самими хозяйствами по стабильным на пятилетку нормативам на 100 рублей реализованной (валовой) сельскохозяйственной продукции.

Госагропрому СССР совместно с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР, Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Госбанком СССР в 6-месячный срок разработать и утвердить порядок установления нормативов формирования фонда заработной платы и выдачи средств на оплату труда совхозам и другим государственным сельскохозяйственным предприятиям.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»