СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июня 1986 года N 700

О государственном плане экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы

(с изменениями на 3 февраля 2020 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2020 года N 80 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.02.2020, N 0001202002130014) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2020 года N 80).

____________________________________________________________________



Совет Министров СССР

постановляет:

1. Принять разработанный в соответствии с решениями XXVII съезда КПСС и Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года Государственный план экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы.

Утвердить основные задания по экономическому и социальному развитию СССР на 1986-1990 годы согласно приложениям* N 1-23, включая следующие:

__________________

* Текст приложений в Книге постановлений Совета Министров не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

1986 год

1987 год

1988 год

1989 год

1990 год

Национальный доход, используемый на потребление и накопление (в сопоставимых ценах 1983 года), в процентах к 1985 году

103,8

108

112,4

117,1

122,1

Продукция промышленности (в оптовых ценах предприятий на 1 января 1982 года), в процентах к 1985 году - всего

104,3

108,9

113,8

119,1

125

в том числе:

производство средств производства (группа "А")

104,3

108,8

113,6

118,7

124,3

производство предметов потребления (группа "Б")

104,4

109,2

114,3

120,4

127

Государственные централизованные капитальные вложения, млрд. рублей

158,2

156,7

159,6

162,3

165,7

Объем перевозки (отправления) грузов всеми видами транспорта, млн. тонн

32342

33129

33843

34921

36753

Грузооборот всех видов транспорта, млрд. тонно-километров

8057

8296,4

8512

8761,9

9009,1

Производительность труда, в процентах к 1985 году:

в целом по народному хозяйству

103,8

108

112,5

117,5

123

в промышленности

104,1

108,7

113,6

118,9

125

в строительстве

103,5

107,3

111,6

116,2

121

на железнодорожном транспорте

102,1

104,4

106,9

109,4

112

Прибыль от хозяйственной деятельности государственных предприятий и организаций, в процентах к 1985 году

109,3

118,5

128,3

139,3

152,7

Предельный уровень затрат на 1 рубль товарной продукции промышленности, копеек

84,5

83,7

82,9

81,9

80,7

Предельный уровень затрат на 1 рубль строительно-монтажных работ, копеек

86,6

86

85,4

84,8

84,2

Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли (без объема реализации алкогольных напитков), в сопоставимых ценах 1985 года, млрд. рублей

292,9

310,2

328,5

348,2

369

Объем реализации платных услуг населению, млрд. рублей

51,4

54,7

58,1

62

67,2

Реальные доходы на душу населения, в процентах к 1985 году

102,5

105

108

111

114


Утвердить на 1986-1990 годы задания по приросту валовой продукции сельского хозяйства в размере 14,4 процента и производительности труда в общественном секторе сельского хозяйства в размере 21,4 процента в среднегодовом исчислении (по сравнению с уровнем одиннадцатой пятилетки).

2. Внести Государственный план экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы на рассмотрение Верховного Совета СССР.

3. Бюро Совета Министров СССР по машиностроению, Бюро Совета Министров СССР по топливно-энергетическому комплексу, Госагропрому СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик, руководствуясь решениями XXVII съезда КПСС, установками Политического доклада ЦК партии съезду и Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года, развернуть организаторскую работу по выполнению и перевыполнению заданий пятилетнего плана в целях практической реализации генерального курса партии на ускорение социально-экономического развития страны, исходя из того, что в двенадцатой пятилетке должен быть обеспечен коренной перелом в интенсификации производства, во всей хозяйственной деятельности. При этом обратить особое внимание на необходимость:

обеспечения перестройки во всех звеньях общественного производства, совершенствования стиля и методов деятельности органов хозяйственного управления, создания лучших условий для эффективной работы основного производственного звена - объединений и предприятий;

кардинального повышения технического уровня производства и осуществления решительных мер, направленных на достижение передовых рубежей научно-технического прогресса, существенного увеличения выпуска современных высококачественных машин и оборудования, ускоренного обновления активной части основных производственных фондов, резкого улучшения технического уровня и качества продукции;

более полного использования научно-технического и производственного потенциала страны, мобилизации имеющихся возможностей и резервов для интенсификации производства, прежде всего улучшения организации производства и труда, значительного повышения коэффициента сменности работы оборудования, всемерного усиления режима экономии, обеспечения рационального расходования топлива, энергии, сырья и материалов, и ускорения на этой основе темпов развития экономики и роста ее эффективности;

повышения уровня экономической работы во всех звеньях народного хозяйства, значительного ускорения темпов роста производительности труда, снижения себестоимости продукции и работ, транспортных издержек, ликвидации потерь и непроизводительных затрат, ускорения оборачиваемости оборотных средств, сокращения сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей;

настойчивого проведения работы по внедрению экономических методов управления народным хозяйством, усиления в связи с этим роли стабильных экономических нормативов, завершения перевода всех отраслей на новые условия хозяйствования, всемерного развития самостоятельности объединений и предприятий и повышения их ответственности за конечные результаты деятельности, совершенствования организационных структур управления;

обеспечения устойчивого энерго- и топливоснабжения народного хозяйства и населения на основе эффективного развития топливно-энергетического комплекса страны и рационального использования топливных ресурсов, последовательного решения задач, предусмотренных Энергетической программой СССР;

существенного повышения эффективности работы агропромышленного комплекса, наращивания производства продовольственных товаров и закупок сельскохозяйственной продукции, уменьшения ее потерь, дальнейшего развития подсобных сельских хозяйств объединений, предприятий и организаций и личных подсобных хозяйств населения. Обеспечить в соответствии с Продовольственной программой СССР значительное улучшение снабжения населения продуктами питания;

коренного улучшения организации строительного производства, концентрации капитальных вложений и завершения перехода в 1987 году на планирование строительства объектов в строгом соответствии с нормативными сроками, модернизации и укрепления материально-технической базы строительной индустрии, особенно в районах интенсивного строительства новых предприятий и объектов;

увеличения выпуска, улучшения качества и расширения ассортимента товаров народного потребления, роста объемов платных услуг, оказываемых населению (в том числе на предприятиях и в организациях, для которых оказание этих услуг не является основной деятельностью), исходя из задач, поставленных в Комплексной программе развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986-2000 годы, и изменяющейся структуры платежеспособного спроса населения;

осуществления качественной перестройки внешнеэкономической деятельности с учетом новых условий развития экономических и научно-технических связей с зарубежными странами, значительного увеличения производства продукции для экспорта, повышения эффективности импорта товаров, дальнейшего укрепления социалистической экономической интеграции, последовательной реализации Комплексной программы научно-технического прогресса стран - членов СЭВ до 2000 года;

улучшения организации работы всех видов транспорта, устранения нерациональных перевозок грузов, повышения эффективности использования транспортных средств;

создания условий для реализации мероприятий, предусмотренных реформой общеобразовательной и профессиональной школы;

усиления охраны окружающей среды, повышения эффективности эксплуатации очистных сооружений и установок, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;

увеличения вклада каждой союзной республики, каждого министерства и ведомства СССР в решение социальной программы и развитие материально-технической базы социально-культурной сферы.

4. В целях выполнения принятой XXVII съездом КПСС программы социального развития, повышения уровня жизни народа осуществить в двенадцатой пятилетке в централизованном порядке следующие мероприятия с затратами в общей сумме 16 млрд. рублей (в расчете на 1990 год):

повысить в производственных отраслях народного хозяйства поэтапно, по мере создания необходимых условий и изыскания ресурсов, главным образом за счет средств самих объединений, предприятий и организаций, тарифные ставки и должностные оклады рабочих и служащих;

завершить проведение начатых в одиннадцатой пятилетке мероприятий по повышению заработной платы учителям и другим работникам народного образования;

приступить к поэтапному повышению заработной платы работникам здравоохранения, культуры и высшей школы;

усилить связь заработной платы работников научно-исследовательских учреждений, конструкторских, технологических и проектных организаций с эффектом от разработки и внедрения новой техники и прогрессивной технологии;

ввести выплату надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в районах Дальнего Востока и Восточной Сибири;

установить районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не введены, на Урале, в северных и восточных районах Казахстана и северных районах Вологодской и Кировской областей;

усилить материальное поощрение рабочих и служащих, занятых на работах во второй и третьей сменах, прежде всего в машиностроении, расширить льготы и преимущества для этих работников за счет средств предприятий и организаций;

отменить налоги с заработной платы до 80 рублей в месяц и уменьшить их с заработной платы от 80 до 100 рублей в месяц;

осуществить поэтапно, по районам страны, увеличение продолжительности частично оплачиваемого отпуска женщинам-матерям по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, с одновременным предоставлением права на дополнительный неоплачиваемый отпуск до достижения ребенком возраста двух лет;

увеличить продолжительность дородового отпуска работающим женщинам с 56 до 70 календарных дней и оплачиваемого отпуска по уходу за больным ребенком до 14 дней;

увеличить с 8 до 12 лет возраст детей, на которых выплачивается пособие малообеспеченным семьям;

увеличить нормы расходов на питание в дошкольных учреждениях, обеспечивать бесплатными лекарственными средствами детей в возрасте до 3 лет;

отменить взимание с молодоженов налога на малосемейных граждан в течение первого года с момента регистрации брака;

повысить минимальные размеры пенсий по возрасту и инвалидности рабочим и служащим и пенсий по случаю потери кормильца, а также ранее назначенные пенсии колхозникам;

ввести для пенсионеров, постоянно проживающих в сельской местности и связанных с сельским хозяйством, выплату пенсий в размере 100 процентов установленных норм; осуществить меры по увеличению размеров пособий инвалидам с детства и улучшению условий их жизни;

повысить нормы обеспечения питанием и медикаментами в госпиталях для инвалидов Великой Отечественной войны, в родильных домах, центральных, городских и районных больницах, а также медикаментами в амбулаторно-поликлинических учреждениях;

повысить в домах-интернатах для престарелых и инвалидов нормы расходов на питание, медикаменты и другие нужды.

Продолжить погашение государственных внутренних займов.

Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам, Госплану СССР и Министерству финансов СССР с участием ВЦСПС, заинтересованных министерств и ведомств обеспечивать подготовку и представление в Совет Министров СССР предложений о порядке и сроках осуществления указанных мероприятий.

Госплану СССР предусматривать в проектах планов на 1987-1990 годы, а Министерству финансов СССР - проектах государственного бюджета СССР на эти годы выделение ресурсов, необходимых для проведения соответствующих мероприятий по повышению уровня жизни народа.

5. Придавая важное значение решению поставленной XXVII съездом КПСС задачи укрепления материально-технической базы социально-культурной сферы, обязать министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик обеспечить безусловное выполнение установленных на 1986-1990 годы заданий по строительству жилых домов, учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и других объектов этой сферы.

Обеспечить строительство дошкольных учреждений исходя из необходимости полного удовлетворения потребности в них в двенадцатой пятилетке. Разрешить строительство дошкольных учреждений за счет любых источников финансирования.

Усилить роль зарабатываемых трудовыми коллективами средств в решении социальных задач. Рекомендовать производственным объединениям (предприятиям) последовательно увеличивать в двенадцатой пятилетке с согласия трудовых коллективов долю средств фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, направляемых на строительство жилых домов и объектов социального и культурно-бытового назначения, имея в виду довести ее не менее чем до 50 процентов общего размера средств этого фонда. Госплану СССР, Госснабу СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик предусматривать в годовых планах выделение в первоочередном порядке материальных и других ресурсов для строительства жилых домов и объектов социального и культурно-бытового назначения за счет средств указанного фонда, а при необходимости - и лимитов подрядных работ.

Госплану СССР, Госснабу СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик предусматривать в годовых планах необходимые материальные и финансовые ресурсы для обеспечения установленных пятилетним планом заданий по укреплению материально-технической базы социально-культурной сферы.

6. Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик, руководствуясь указаниями XXVII съезда КПСС о необходимости радикальной перестройки хозяйственного механизма, разработать и осуществить меры по обеспечению кардинального повышения эффективности работы на каждом производственном участке, усиления воздействия экономических методов хозяйственного механизма и современных методов управления на ускорение научно-технического прогресса, роста заинтересованности работников в постоянном улучшении конечных результатов труда, развития инициативы и социалистической предприимчивости во всех звеньях народного хозяйства, во всех трудовых коллективах. Особое внимание уделять:

практическому осуществлению решительного перехода к экономическим методам хозяйственного управления, широкому использованию в этих целях стабильных долговременных экономических нормативов, позволяющих обеспечивать зависимость размеров материального вознаграждения трудовых коллективов и возможностей в решении социальных вопросов от конечных результатов их работы;

углублению хозяйственного расчета, обеспечению постепенного перехода объединений и предприятий на полное самофинансирование;

максимальной интеграции науки с производством, передаче значительной части научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций в состав научно-производственных и производственных объединений и предприятий, укреплению заводского сектора науки;

расширению хозяйственной самостоятельности объединений и предприятий при одновременном повышении их ответственности за достижение высоких конечных результатов работы, с учетом необходимости решительного отказа от вмешательства вышестоящих органов в оперативную деятельность объединений и предприятий;

совершенствованию организационных структур управления исходя из современных тенденций концентрации, специализации и кооперирования производства, устранению излишних звеньев управления, обеспечению перехода, как правило, на 2-звенную систему управления;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»