Недействующий


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 сентября 1987 года N 1058


О дальнейшем развитии советской архитектуры и градостроительства

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________



Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают, что развитие советской архитектуры и градостроительства имеет важное значение в реализации социально-экономической политики, разработанной XXVII съездом партии. Архитектура оказывает постоянное воздействие на общественное сознание, является действенным средством нравственного и эстетического воспитания народа, формирования коммунистического мировоззрения. Произведения архитектуры представляют собой результат совместного творческого труда архитекторов, ученых и строителей, воплощают единство искусства, науки и техники, материальной и духовной культуры общества.

За годы Советской власти в стране создано немало ярких, развивающих национальные традиции архитектурных произведений, лучшие из которых вошли в сокровищницу отечественного и мирового искусства. Проведены работы по восстановлению и реставрации наиболее выдающихся памятников архитектуры.

Вместе с тем в последние десятилетия в области архитектуры и градостроительства стали проявляться негативные тенденции вследствие того, что строительное производство начало диктовать условия проектирования и деятельности зодчих.

Чрезмерная централизация типового проектирования, некомплексное строительство и ориентация в основном на крупнопанельное домостроение привели к тому, что застройка многих городов, поселков и сел стала невыразительной и однообразной. Зачастую архитектурный облик и планировка жилых домов и общественных зданий не учитывают демографию, национально-бытовые особенности и природно-климатические условия районов строительства. Ландшафтная архитектура, монументально-декоративное искусство совершенно недостаточно используются при планировке и застройке населенных пунктов. Недопустимо низок уровень архитектуры большинства промышленных зданий и сооружений, что не способствует повышению культуры труда и отрицательно сказывается на результатах производства.

Неудовлетворительно используется богатейшее архитектурное наследие народов Советского Союза. В неблагополучном состоянии находятся исторические центры, кварталы, площади и улицы многих городов. Не всегда обеспечивается сохранность памятников архитектуры - этого драгоценного достояния народа.

Недооценка общественного значения архитектуры привела к потере своеобразия в облике городов и сел, отсутствию ярких архитектурных образов, отражающих социальные особенности нашего строя. Падение престижа труда архитекторов вступает в противоречие с возрастающим социальным значением зодчества в социалистическом обществе.

Серьезные недостатки в деле развития отечественной архитектуры и градостроительства явились следствием отсутствия широкого обсуждения общественностью архитектурных решений застройки городов, уникальных и крупных комплексов и зданий, слабого развития архитектурной критики, недостаточного освещения этой проблемы в печати, средствами кино и телевидения, а также отсутствия гласности негативных сторон в области архитектуры и градостроительства.

Крупные просчеты имеются в организации архитектурной науки, в результате чего она слабо влияет на практику проектирования и строительства. Фундаментальные исследования ведутся в недостаточном объеме, отраслевая наука не имеет прочных связей с институтами Академии наук СССР и республиканских академий. Экспериментальные и опытно-конструкторские работы в области архитектуры практически прекратились.

Подготовка архитектурных кадров не отвечает потребностям народного хозяйства. Ряд регионов страны, особенно Сибирь и Дальний Восток, испытывает острый недостаток в квалифицированных архитекторах. Выпускники архитектурных вузов по уровню полученных знаний слабо подготовлены к решению практических задач проектирования и строительства.

Госстрой СССР и Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР не обеспечили эффективного руководства делом архитектуры и градостроительства. Советы Министров союзных и автономных республик, исполкомы местных Советов народных депутатов не уделяют необходимого внимания этой важной социально-экономической сфере. Союз архитекторов СССР не занимает активной позиции по повышению уровня творческой деятельности советских архитекторов.

Министерство культуры СССР и подведомственные ему органы слабо выполняют возложенные на них функции по осуществлению государственного руководства и контроля в области охраны и использования памятников архитектуры и градостроительства.

Вопросы развития советской архитектуры и градостроительства приобретают особую остроту в связи с резким увеличением объемов строительства жилых домов и других объектов социального назначения для решения выдвинутой XXVII съездом КПСС жилищной программы и задачи быстрейшего удовлетворения потребностей советских людей во всех видах общественного обслуживания. На это необходимо направить согласованные усилия партийных, советских и хозяйственных органов, трудовых коллективов проектных и строительных организаций, всех участников инвестиционного процесса, Союза архитекторов СССР и других творческих союзов.

В целях повышения роли архитектуры и градостроительства в создании наиболее благоприятных условий для труда, быта и отдыха советских людей Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР

постановляют:

1. ЦК компартий союзных республик, краевым, областным, городским и районным комитетам партии, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов, Госстрою СССР, министерствам и ведомствам СССР, Академии художеств СССР, Союзу архитекторов СССР, архитектурно-градостроительным органам союзного, республиканского и местного подчинения, проектным и строительным организациям, советским архитекторам обеспечить:

коренное улучшение градостроительства, создание городов, поселков и сел с рациональной планировкой производственных зон и жилых районов, развитыми системами общественного обслуживания, транспорта и инженерного оборудования, полностью удовлетворяющими социальные потребности населения;

строительство жилых домов с разными типами квартир, которые по размерам, планировке и комфортности отвечали бы потребностям различных по составу семей, одиноких и пожилых граждан, молодоженов и других категорий населения;

создание в жилых районах условий для организации досуга населения, проведения по месту жительства культурно-массовых, оздоровительных и спортивных мероприятий;

всемерное сохранение архитектурного облика древних городов, бережное использование памятников отечественного зодчества, развитие архитектуры на основе творческого использования исторического наследия и традиций;

повышение идейно-художественного уровня советской архитектуры как действенного средства активизации человеческого фактора, гармоничное сочетание архитектурных сооружений и природы, создание полноценной среды для всестороннего развития личности;

решение вопросов развития архитектуры и градостроительства на основе принципов демократизации, гласности, широкого привлечения трудящихся и общественных организаций к обсуждению разрабатываемых проектов, бережного отношения к творчеству зодчих;

укрепление творческих связей архитекторов, художников-монументалистов и скульпторов при проектировании и осуществлении строительства градостроительных ансамблей, добиваясь в них синтеза архитектуры с изобразительным искусством.

2. В целях усиления руководства дальнейшим развитием архитектуры и градостроительства преобразовать Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР в Государственный комитет по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР (Госкомархитектуры) и создать во главе с этим Комитетом единую систему союзно-республиканских органов управления.

Установить, что Госстрой СССР, Госкомархитектуры осуществляют государственное руководство и контроль в области архитектуры и градостроительства, несут ответственность за развитие и качественный уровень архитектуры и градостроительства в стране, а также за обеспечение научно-технического прогресса в этой области.

Государственный комитет по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР образуется в составе Председателя, заместителей Председателя и членов Комитета, назначаемых Советом Министров СССР, и в своей деятельности подчиняется непосредственно Председателю Госстроя СССР.

Председатель Госкомархитектуры является первым заместителем Председателя Госстроя СССР.

Для определения главных направлений развития советской архитектуры и решения градостроительных проблем, имеющих важное народнохозяйственное значение, образовать при Госкомархитектуры Государственный архитектурный совет. Возложить на этот совет также рассмотрение и оценку архитектурных решений крупных зданий, сооружений и их комплексов с участием заинтересованных министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных республик, Академии художеств СССР, Союза архитекторов СССР и Союза художников СССР.

Решения Госкомархитектуры, принимаемые в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения всеми министерствами и ведомствами, исполкомами местных Советов народных депутатов, а также объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями, независимо от их ведомственной подчиненности.

Госстрою СССР разработать и представить в Совет Министров СССР на утверждение проекты Положения о Госкомархитектуры и структуре его центрального аппарата.

Возложить на Советы Министров союзных и автономных республик, министерства и ведомства, исполкомы местных Советов народных депутатов ответственность за качественный уровень архитектуры зданий, сооружений и их комплексов, развитие градостроительства на подведомственных территориях, а также за деятельность в этой области проектных и строительных организаций.

По повышению качественного уровня советской архитектуры

3. Госстрою СССР, Госкомархитектуры, Союзу архитекторов СССР, Академии художеств СССР, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов, архитектурно-градостроительным органам, проектным и строительным организациям:

добиваться создания выразительных архитектурных ансамблей общественных центров, площадей, улиц, пешеходных зон, комплексов жилых, культурно-бытовых и торговых зданий, не допускать однообразия массовой застройки при проектировании и строительстве городов, поселков и сел и необоснованного сноса пригодных для эксплуатации зданий и сооружений;

обеспечивать органичное сочетание архитектурных решений зданий и сооружений с существующей застройкой, памятниками архитектуры и природой, использование национальных традиций и приемов застройки, ландшафтной архитектуры и малых архитектурных форм, синтез архитектуры и монументального искусства;

умело сочетать в застройке различные типы жилых домов и общественных зданий, активно используя для этого возможности индустриального домостроения, в том числе монолитного, а также традиционные и местные строительные материалы;

повышать качественный уровень архитектурных решений промышленных и агропромышленных зданий и сооружений, обеспечивать комплексное формирование промышленных узлов, благоустройство и озеленение их территорий, создавать благоприятные условия для производительного труда и социально-бытового обслуживания работников предприятий.

Установить, что проекты на строительство новых и реконструкцию действующих промышленных и агропромышленных зданий и сооружений в части архитектурно-строительных решений подлежат согласованию с соответствующими архитектурно-градостроительными органами.

4. Госстрою СССР, строительным министерствам СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых и областных Советов народных депутатов, Мосгорисполкому и Ленгорисполкому:

обеспечить значительное развитие монолитного домостроения для строительства выразительных по архитектуре жилых домов и общественных зданий с разнообразными объемно-планировочными решениями, особенно в районах с высокой сейсмичностью и теплым климатом;

расширить применение легких металлических и деревянных клееных конструкций для возведения оригинальных по архитектуре большепролетных общественных зданий;

обеспечить за счет реконструкции и технического перевооружения предприятий строительной индустрии и использования гибких технологических схем производства выпуск широкой и легко изменяемой номенклатуры сборных изделий и конструкций, позволяющих возводить жилые, общественные и промышленные здания, различные по своим архитектурно-строительным решениям, этажности, конфигурации и видам отделки. Установить, что долгосрочные планы выпуска продукции предприятий строительной индустрии по номенклатуре изделий утверждаются по согласованию с главными архитекторами соответствующих городов и районов;

шире применять облицовочные материалы и изделия из естественного камня для отделки фасадов, цоколей, устройства полов, элементов интерьера зданий и сооружений, используя современные методы добычи и обработки естественного камня, обеспечивающие экономичность производства и применения таких материалов и изделий.

Госстрою СССР отменить установленные ранее ограничения на применение материалов из естественного камня.

Советам Министров союзных республик разработать с участием заинтересованных министерств и ведомств СССР и по согласованию с Госстроем СССР утвердить в первом полугодии 1988 года конкретные меры по освоению предприятиями строительной индустрии, промышленности строительных материалов, лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей и химической промышленности производства изделий, конструкций и отделочных материалов для повышения качественного уровня архитектуры строящихся зданий, сооружений и их комплексов на подведомственных территориях.

5. Госкомархитектуры с участием заинтересованных министерств и ведомств СССР установить в 1988 году порядок утверждения опытных образцов для серийного производства санитарных приборов, электротехнического оборудования, осветительной арматуры, скобяных изделий, обоев, линолеума и других изделий и материалов, выпускаемых для нужд строительства, с учетом необходимости повышения их художественных качеств.

По улучшению планировки и застройки городов, поселков и сел

6. Госстрою СССР, Госкомархитектуры, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик обеспечивать:

разработку региональных градостроительных программ исходя из генеральной схемы развития и размещения производительных сил СССР, генеральной схемы расселения на территории СССР, целевых комплексных народнохозяйственных программ, а также социальных, экономических, научно-технических и других прогнозов на долгосрочный период;

взаимосвязанное развитие производственной, социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры республик, краев, областей, городов, поселков и сел с учетом размещения производительных сил, рационального использования земельных ресурсов и природного окружения с соблюдением требований экологии.

7. Госплану СССР, Госстрою СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик предусматривать опережающее, проведение необходимых проектно-изыскательских работ, создание баз строительной индустрии, необходимых жилищно-бытовых условий для работников строительных организаций, объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры и подъездных дорог при строительстве новых городов и поселков, промышленных, энергетических и других народнохозяйственных комплексов.

8. Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов обеспечивать:

своевременную разработку и утверждение в установленном порядке схем и проектов районной планировки, генеральных планов городов и других населенных пунктов, проектов детальной планировки производственных зон и жилых районов, прейскурантов на объекты массового строительства для соответствующих регионов, иной проектной документации;

осуществление систематического контроля за реализацией генеральных планов городов и других населенных пунктов;

комплексную застройку жилых районов и микрорайонов, включая жилые дома, объекты социально-культурного и коммунального назначения, инженерное оборудование, озеленение и благоустройство их территории.

Разрешить исполкомам краевых, областных и городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов утверждать титульные списки на комплексную застройку микрорайонов независимо от общей сметной стоимости их строительства.

Предложения по размещению строительства новых и расширению действующих промышленных предприятий и трасс линейных сооружений независимо от их ведомственной принадлежности согласовываются исполкомами соответствующих Советов народных депутатов в строгом соответствии с утвержденными схемами и проектами районной планировки, генеральными планами городов и других населенных пунктов.

9. Госстрою СССР, Госкомархитектуры, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов обеспечить:

всемерное сохранение и наиболее полное использование богатейшего духовного и материального потенциала исторического архитектурного наследия;

разработку проектов планировки и застройки, проектов зданий и сооружений для городов и районов, имеющих историческую ценность, на основе комплексной оценки состояния историко-культурных фондов;

строительство зданий в исторических районах, как правило, по индивидуальным проектам, с сохранением архитектурного облика застройки;

широкое применение положительного опыта Киева, Ленинграда, Владимира, Ярославля, Бухары, Тбилиси, Баку, Таллина и других городов в части бережного отношения к памятникам архитектуры и градостроительства, создания заповедных и охранных зон, пешеходных улиц, размещения в таких районах новых объектов культуры, торговли и общественного обслуживания населения с использованием существующих зданий и памятников архитектуры;

комплексную реконструкцию районов исторической застройки, выполняя, как правило, одновременно работы по новому строительству, реставрации зданий, имеющих архитектурную и культурную ценность, реконструкции, модернизации и капитальному ремонту существующих зданий, развитию систем инженерного оборудования, благоустройству территории и использованию подземного пространства.

Установить, что титульные списки на реконструкцию районов исторической застройки должны утверждаться в целом на весь период реконструкции, независимо от общей сметной стоимости работ, с объединением в этих случаях средств, выделяемых на строительство, капитальный ремонт и реставрацию.

Госстрою СССР, Советам Министров союзных республик, министерствам, осуществляющим строительство, обеспечить создание специализированных строительных организаций для осуществления работ по комплексной реконструкции районов исторической застройки и реставрации зданий в городах.

Госстрою СССР утвердить комплекс мероприятий по оснащению указанных организаций соответствующей материальной и технической базой и укомплектованию их квалифицированными специалистами.

10. Министерству культуры СССР с участием Госплана СССР, Госстроя СССР, Госкомархитектуры, заинтересованных министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных республик разработать и представить в Совет Министров СССР в первом полугодии 1988 года предложения об улучшении дела охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры, предусмотрев в частности:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»