Недействующий

О совершенствовании деятельности республиканских органов управления (не действует на территории Российской Федерации с 21.02.2020 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2020 N 80)



УСИЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИКАХ

23. Советам Министров союзных республик проводить планомерную работу по совершенствованию управления народным хозяйством республики, разработать, руководствуясь основными принципами организации деятельности республиканских и местных органов управления, указанными в настоящем постановлении, и представить в I квартале 1988 года в Совет Министров СССР генеральные схемы управления народным хозяйством союзных республик.

При разработке указанных схем исходить из необходимости кардинальной перестройки работы республиканских органов управления, обеспечения четкого разграничения сфер и направлений деятельности экономических органов, министерств и ведомств с учетом роли народного хозяйства каждой республики в общесоюзном разделении труда.

В генеральных схемах управления народным хозяйством союзных республик предусмотреть:

объединение министерств, ведомств и других республиканских органов, осуществляющих руководство однородными отраслями, особенно непроизводственной сферы, существенное сокращение общего их количества, исходя из того, что в каждой республике оно должно быть минимальным и определяться задачами обеспечения эффективного управления народным хозяйством;

создание за счет более правильного распределения функций между различными органами управления лучших возможностей для сосредоточения деятельности верхних звеньев управления на решении ключевых для республики задач экономического и социального развития при одновременном переносе центра тяжести текущей работы на уровень местных Советов народных депутатов, являющихся самым массовым звеном социалистического самоуправления, а также на уровень предприятий и объединений;

интеграцию управления в автономных республиках, краях, областях, районах и городах путем устранения неоправданной раздробленности министерств, ведомств и других органов управления, дублирования и параллелизма в их работе. При этом исходить из того, что состав республиканских и местных органов управления, особенно в непроизводственной сфере, не обязательно должен повторять состав органов союзного уровня.

При решении вопроса об объединении и укрупнении органов управления обеспечить дифференцированный подход к формированию структуры органов в республиках и на местах с учетом специфики народного хозяйства.

24. Придавая особое значение совершенствованию управления в РСФСР и других союзных республиках, имеющих областное деление, признать необходимым существенно поднять роль краевых и областных Советов народных депутатов, привести в действие огромный творческий потенциал этих органов власти, превратив их на деле, как это предусмотрено в решениях XXVII съезда партии и июньского (1987 года) Пленума ЦК КПСС, в полных и ответственных хозяев в управлении экономическим и социально-культурным строительством на соответствующей территории.

Для осуществления практического руководства народным хозяйством в краях и областях образовать главные производственно-экономические управления исполкомов краевых и областных Советов народных депутатов, возглавляемые первыми заместителями председателей соответствующих исполнительных комитетов.

Включить в состав этих главных управлений краевые и областные плановые комиссии, установив, что руководители плановых служб главных управлений являются заместителями председателей краевых и областных исполнительных комитетов - первыми заместителями начальников главных производственно-экономических управлений.

Возложить на указанные главные производственно-экономические управления:

разработку и обеспечение выполнения комплексных планов экономического и социального развития соответствующих края, области, ответственность за пропорциональное развитие производства и социальной сферы;

руководство всей экономической работой на территории края, области с активным привлечением местных финансовых, банковских, статистических и других органов;

руководство и координацию деятельности управлений (отделов): местной промышленности, капитального строительства, местных строительных материалов, автомобильного транспорта и других управлений (отделов) исполкомов краевых и областных Советов народных депутатов;

координацию деятельности всех расположенных на территории края и области предприятий, объединений и организаций, оказание им практической помощи в выполнении планов, а также постоянный контроль за их работой по вопросам, относящимся к непосредственному ведению местных Советов народных депутатов.

Установить, что подготавливаемые главными производственно-экономическими управлениями комплексные пятилетние планы экономического и социального развития утверждаются на сессиях краевых и областных Советов народных депутатов, а основные показатели этих планов включаются в состав комплексных планов экономического и социального развития союзных республик.

В своей работе главные производственно-экономические управления тесно взаимодействуют с республиканскими министерствами и ведомствами, Госпланами и другими экономическими органами союзных республик, а по вопросам развития предприятий, объединений и организаций союзного и республиканского подчинения - с общесоюзными и союзно-республиканскими министерствами и ведомствами СССР.

Совету Министров РСФСР, Советам Министров союзных республик, имеющим областное деление, с участием Госплана СССР, Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Министерства финансов СССР рассмотреть и в 6-месячный срок решить вопросы, связанные с образованием указанных главных управлений, а также с изменением в связи с этим порядка, организации и методологии планирования. Одновременно рассмотреть вопрос о расширении функций и прав Госпланов автономных республик. По вопросам, требующим решения Правительства СССР, в тот же срок внести предложения в Совет Министров СССР.

Сохранить для городов Москвы и Ленинграда, Московской и Ленинградской областей действующий порядок разработки и утверждения комплексных планов экономического и социального развития, а также статус соответствующих городских и областных плановых комиссий.

В связи с образованием в краях и областях главных производственно-экономических управлений упразднить существующий ныне в РСФСР аппарат уполномоченных Госплана СССР.

25. Считать одним из важнейших направлений совершенствования руководства народным хозяйством союзных республик перестройку деятельности и повышение роли Госпланов союзных и автономных республик как центральных экономических органов, призванных обеспечить комплексное экономическое и социальное развитие народного хозяйства, эффективное управление республиканским хозяйством, координацию посредством разработки научно обоснованных планов деятельности всех экономических органов, ведомств и министерств союзных и автономных республик.

Исходя из этого, Советам Министров союзных республик пересмотреть круг вопросов, решение которых возлагается на Госпланы союзных и автономных республик, имея в виду передать часть их функций отраслевым и местным органам управления. Осуществить меры по улучшению деятельности Госпланов, усилению комплексного подхода в их работе, совершенствованию организационной структуры с учетом специализации народного хозяйства республики, а также по укреплению Госпланов высококвалифицированными кадрами.