Недействующий

Об улучшении проектно-сметного дела (не действует на территории Российской Федерации с 21.02.2020 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2020 N 80)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 мая 1969 года N 390

Об улучшении проектно-сметного дела

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________


Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР высоко ценят труд работников проектных организаций, которые вносят большой вклад в осуществление программы капитального строительства и играют важную роль в развитии народного хозяйства страны.

По проектам советских специалистов построены крупнейшие в мире электростанции, мощные нефтепроводы, газопроводы, многие предприятия металлургической, химической, машиностроительной и других отраслей промышленности, оснащенные современным высокопроизводительным оборудованием и выпускающие продукцию высокого качества.

Вместе с этим Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что в работе проектных организаций имеются крупные недостатки.

Во многих проектных институтах недостаточно учитываются при разработке проектов достижения мировой науки и техники, не всегда проявляется творческий подход при выборе проектных решений, допускается шаблон в применении строительных конструкций и архитектурных форм. В проектах нередко закладываются малоэффективные технологические процессы, устаревшее оборудование, низкий уровень механизации и автоматизации процессов как в основном производстве, так и на вспомогательных работах, предусматривается создание на предприятиях бытовых служб, не отвечающих современным требованиям.

Построенные по таким проектам промышленные предприятия оказываются отсталыми, а культурно-бытовые объекты и жилые дома - неудобными. Архитектурный облик их однообразен и непривлекателен.

При разработке проектов крупных промышленных предприятий и комплексов часто не учитывается необходимость рационального размещения объектов на застраиваемой территории, выбора наиболее экономичных объемно-планировочных и конструктивных решений. Это вызывает при строительстве дополнительные затраты на коммуникации и осложняет эксплуатацию построенных предприятий.

При разработке проектов не уделяется должного внимания смете, допускаются просчеты и ошибки в определении сметной стоимости строительства, а иногда и искусственное занижение смет, что создает ложное представление об эффективности намечаемого строительства и осложняет планирование и осуществление капитального строительства.

Сложившаяся практика обязательного согласования проектов с заинтересованными учреждениями (даже когда проекты разработаны в соответствии с действующими нормами и правилами) приводит к затягиванию сроков проектирования и снижению ответственности проектных организаций за принятые ими проектные решения.

Серьезные недостатки имеются в проведении экспертизы проектов и смет. Во многих случаях экспертиза проводится формально и по существу не оказывает положительного влияния на качество проектов.

Придавая большое народнохозяйственное значение улучшению проектно-сметного дела, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР

постановляют:

1. Обязать министерства и ведомства СССР, Советы Министров союзных республик и их проектные организации:

организовать проектирование на основе максимального учета новейших достижений науки и техники с тем, чтобы строящиеся и реконструируемые предприятия ко времени их ввода в действие были технически передовыми и имели высокие показатели по производительности труда, себестоимости производства и качеству продукции, а по условиям труда отвечали современным требованиям;

обеспечить в проектах применение наиболее экономичных схем транспортных потоков сырья и продукции, рациональное использование застраиваемой территории и производственных площадей, улучшение качества строительной части проектов и архитектурного оформления зданий и сооружений, устройство удобных бытовых помещений.

Для этого требуется создать такие условия работы в проектных организациях, при которых проектировщики имели бы широкую возможность проявлять творческую инициативу в выборе наиболее прогрессивных экономичных решений при проектировании.

Необходимо поднять роль сметы и обеспечить правильное определение сметной стоимости строительства. Правильно составленная и принятая подрядной строительной организацией смета должна являться основным документом для планирования капитального строительства и для расчетов между заказчиками и строительными организациями.

2. Министерствам и ведомствам СССР разработать и утвердить в 1969-1970 годах основные технические направления в проектировании предприятий соответствующих отраслей исходя из ближайшей перспективы развития науки и техники и, руководствуясь этими техническими направлениями, составлять на основе пятилетних планов капитального строительства комплексные тематические планы научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по созданию новых, прогрессивных технологических процессов.

3. Обязать машиностроительные министерства:

совместно с министерствами (ведомствами) - заказчиками оборудования на основе планов, указанных в пункте 2 настоящего постановления, разрабатывать и утверждать пятилетние планы конструирования, изготовления и поставки технологического и комплектующего оборудования для объектов капитального строительства, в которых предусматривать сроки выдачи заказчиками оборудования технических заданий на конструирование этого оборудования, а также сроки выдачи проектным организациям исходных данных по оборудованию, необходимых для проектирования объектов капитального строительства;

организовать систематическую информацию проектных организаций о разрабатываемом новом технологическом и вспомогательном оборудовании и сроках организации его производства, с тем чтобы проектные организации могли предусматривать использование нового оборудования в проектах на строительство и реконструкцию предприятий;

своевременно обеспечивать разработку нового оборудования, которое предусматривается проектными организациями в проектах на строительство предприятий, и организацию его производства исходя из необходимости обеспечения строящихся объектов надежным в эксплуатации оборудованием.

4. Установить, что, начиная с 1971 года, решения о проектировании и строительстве предприятий и сооружений должны приниматься исходя из схем развития и размещения соответствующих отраслей народного хозяйства и промышленности и схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам, а по крупным и сложным предприятиям и сооружениям - также на основе технико-экономических обоснований (ТЭО), подтверждающих экономическую целесообразность и хозяйственную необходимость проектирования и строительства предприятий и сооружений.