Недействующий

О коренной перестройке дела охраны природы в стране (не действует на территории Российской Федерации с 21.02.2020 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2020 N 80)

Совершенствование системы управления охраной природы и регулирования использования природных ресурсов


6. Придавая исключительную важность совершенствованию всего дела охраны природы в стране, повышению ответственности на всех уровнях управления за качество природной среды, организацию рационального использования, воспроизводство и охрану природных ресурсов, осуществление единой научно-технической политики в этой области, а также улучшению координации деятельности министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик в проведении природоохранных мероприятий, признать необходимым образовать союзно-республиканский Государственный комитет СССР по охране природы (Госкомприрода СССР) на базе соответствующих подразделений Госагропрома СССР, Государственного комитета СССР по науке и технике, Государственного комитета СССР по лесному хозяйству, Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Министерства рыбного хозяйства СССР и Министерства геологии СССР.

Установить, что Государственный комитет СССР по охране природы является центральным органом государственного управления в области охраны природы и использования природных ресурсов и наряду с Советами Министров союзных республик несет всю полноту ответственности за охрану природы, организацию рационального использования и воспроизводства природных ресурсов в стране. В этих целях Комитет наделяется соответствующими правами и полномочиями. Решения Государственного комитета СССР по охране природы, принимаемые в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения всеми министерствами, ведомствами, а также объединениями, предприятиями и организациями.

Государственный комитет СССР по охране природы осуществляет свою деятельность под руководством Совета Министров СССР, а соответствующие его органы в союзных и автономных республиках, краях и областях - под руководством Советов Министров союзных и автономных республик, исполкомов краевых и областных Советов народных депутатов.

Государственный комитет СССР по охране природы, его республиканские и местные органы не должны подменять министерства, ведомства, исполнительные комитеты Советов народных депутатов, объединения, предприятия и организации в их деятельности по охране природы и улучшению использования природных ресурсов. За органами отраслевого и территориального управления, объединениями, предприятиями и организациями сохраняется возложенная на них ответственность в этом деле.

Внести на рассмотрение Президиума Верховного Совета СССР проекты Указов "Об образовании союзно-республиканского Государственного комитета СССР по охране природы" и "О переименовании Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды в Государственный комитет СССР по гидрометеорологии".

7. Возложить на Государственный комитет СССР по охране природы:

осуществление комплексного управления природоохранной деятельностью в стране, разработку и проведение единой научно-технической политики в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, координацию деятельности министерств и ведомств в этой области;

государственный контроль за использованием и охраной земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного (в том числе лесов) и животного мира (в том числе рыбных запасов), морской среды и природных ресурсов территориальных вод СССР, континентального шельфа и экономической зоны СССР, а также общераспространенных полезных ископаемых;

подготовку и представление в Госплан СССР предложений по вопросам охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов для включения их в проекты Концепции и Основных направлений экономического и социального развития СССР, государственных пятилетних планов экономического и социального развития СССР. Комитет организует контроль за выполнением соответствующих заданий, предусмотренных в Основных направлениях и государственных планах;

разработку предложений по совершенствованию экономического механизма природопользования, экологических нормативов, правил и стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране природной среды от загрязнения и других вредных воздействий. Комитет утверждает указанные нормативы, правила и стандарты;

подготовку долгосрочных государственных целевых программ по охране природной среды и рациональному использованию природных ресурсов и представление их в Совет Министров СССР. Комитет утверждает территориальные комплексные схемы охраны природы и использования природных ресурсов, имеющие общесоюзное и межреспубликанское значение;

осуществление государственной экологической экспертизы генеральных схем развития и размещения производительных сил страны и отраслей народного хозяйства, контроля за соблюдением экологических норм при разработке новой техники, технологии, материалов и веществ, а также проектов на строительство (реконструкцию) предприятий и иных объектов, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды и природных ресурсов. При этом Комитет должен ориентироваться прежде всего на такой решающий фактор улучшения деятельности по охране природы, как широкое применение во всех отраслях народного хозяйства малоотходных и безотходных технологий и других достижений научно-технического прогресса, обеспечивающих рациональное природопользование;

выдачу в установленном порядке разрешений на захоронение (складирование) промышленных, бытовых и иных отходов, выбросы вредных веществ в окружающую среду, на специальное водопользование, на пользование животным миром и потребление атмосферного воздуха для производственных нужд; предоставление недр в пользование для проведения геологоразведочных работ, утверждение расчетной лесосеки и контроль за отводом земель под все виды хозяйственной деятельности;

руководство заповедным делом и осуществление государственного контроля за ведением охотничьего хозяйства в стране, а также ведение государственного кадастра животного мира и Красной книги СССР;

организацию распространения знаний о природе среди широких слоев населения, работы по воспитанию граждан, и особенно молодежи, в духе бережного отношения и любви к природе;

планирование и осуществление сотрудничества по вопросам охраны природы с зарубежными странами и международными организациями, координацию работы министерств и ведомств по выполнению обязательств Советской Стороны, вытекающих из международных договоров по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, изучение, обобщение и распространение международного опыта в этой области.

8. В связи с образованием Государственного комитета СССР по охране природы и возложением на него функций государственного управления и контроля в области охраны природы и природопользования, которые осуществляются в настоящее время другими министерствами и ведомствами, признать целесообразным передать в ведение этого Комитета:

из Госагропрома СССР - осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель и животного мира, включая контроль за правильным ведением охотничьего хозяйства и заповедным делом, ведение государственного кадастра животного мира и Красной книги СССР;

из Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР - осуществление государственного контроля за использованием и охраной вод и выполнение других функций, связанных с организацией охраны и рационального использования водных ресурсов;

из Министерства геологии СССР - осуществление государственного контроля за охраной подземных вод от истощения и загрязнения, сохранив за этим Министерством проведение гидрогеологических исследований, в том числе разработку постоянно действующих гидродинамических моделей основных регионов страны с целью управления ресурсами подземных вод;

из Государственного комитета СССР по гидрометеорологии - осуществление государственного контроля за охраной атмосферного воздуха и выполнение других функций, связанных с организацией охраны и регулированием использования воздушного бассейна, сохранив за этим Комитетом функции наблюдения за загрязнением природной среды и его последствиями;

из Государственного комитета СССР по лесному хозяйству - осуществление государственного контроля за ведением лесного хозяйства и рациональным использованием лесов;

из Министерства рыбного хозяйства СССР - осуществление государственного контроля за охраной и использованием рыбных запасов, водных животных и растений во внутренних водоемах и территориальных водах СССР, а также на континентальном шельфе и в экономической зоне СССР.

Госагропрому СССР, Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерству геологии СССР, Государственному комитету СССР по гидрометеорологии, Госгортехнадзору СССР, Государственному комитету СССР по лесному хозяйству и Министерству рыбного хозяйства СССР в связи с передачей указанных функций Государственному комитету СССР по охране природы, а также возложением на этот Комитет контроля за использованием и охраной общераспространенных полезных ископаемых по согласованию с Комиссией по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма подготовить предложения об уточнении положений о соответствующих государственных комитетах СССР и министерствах СССР и внести их в Совет Министров СССР.

Государственному комитету СССР по охране природы в 2-месячный срок разработать и представить в Совет Министров СССР проект Положения о Комитете, а также по согласованию с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Министерством финансов СССР предложения о структуре, предельной численности и фонде заработной платы работников центрального аппарата Комитета. При этом исходить из того, что Государственному комитету СССР по охране природы передается из Госагропрома СССР, Государственного комитета СССР по лесному хозяйству, Государственного комитета СССР по гидрометеорологии, Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерства рыбного хозяйства СССР, Министерства геологии СССР и других министерств и ведомств СССР соответствующая численность работников центрального аппарата и организаций при этих министерствах и ведомствах, осуществляющих природоохранные функции (по состоянию на 1 июля 1987 года), а также материально-технические ресурсы и ассигнования на их содержание.

9. Передать по состоянию на 1 июля 1987 года в непосредственное подчинение Государственного комитета СССР по охране природы научно-исследовательские и другие организации, а также государственные заповедники согласно приложениям N 1 и 2.

Установить, что Институт биологии внутренних вод находится в подчинении Академии наук СССР и Государственного комитета СССР по охране природы, Научно-исследовательский институт по промышленной и санитарной очистке газов - в подчинении Министерства химического и нефтяного машиностроения СССР и Государственного комитета СССР по охране природы.

Принять предложение Академии наук СССР об установлении двойного подчинения государственных заповедников Репетекского, Черноморского, Дальневосточного, "Кедровая падь", Ильменского имени В.И.Ленина и Уссурийского имени академика В.Л.Комарова Государственному комитету СССР по охране природы и Академии наук СССР и государственного заповедника "Аскания-Нова" Государственному комитету СССР по охране природы и Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И.Ленина.