14. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР подчеркивают, что в условиях перевода предприятий на принципы полного хозяйственного расчета и самофинансирования, широкой демократизации общественных отношений необходим решительный переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления природоохранной деятельностью. Следует добиваться того, чтобы конечные результаты работы предприятий были тесно увязаны с эффективностью проводимых ими природоохранных мероприятий, чтобы каждый трудовой коллектив и каждый трудящийся был заинтересован в соблюдении требований природоохранительного законодательства.
15. Госплану СССР, Государственному комитету СССР по охране природы, министерствам, ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик при разработке контрольных цифр, государственных заказов, долговременных экономических нормативов и лимитов учитывать в них вопросы охраны природы и рационального использования природных ресурсов, исходя из заданий и положений долгосрочной Государственной программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов СССР на тринадцатую пятилетку и на перспективу до 2005 года.
Установить, что до объединений, предприятий и организаций в составе долговременных экономических нормативов доводятся нормативы платы за природные ресурсы, а также нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду.
В экономических нормативах платы за природные ресурсы учитываются их распространенность, возможность воспроизводства, доступность, комплексность, продуктивность, местонахождение и другие факторы, обуславливающие затраты, связанные с использованием этих ресурсов. Эти нормативы должны стимулировать рациональное и комплексное использование земли, воды, леса, полезных ископаемых и других ресурсов.
В экономических нормативах платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду учитываются особенности природных комплексов, составы и свойства выбросов загрязняющих веществ, а также затраты, необходимые для ликвидации (предотвращения) загрязнения. Указанные нормативы дифференцируются по регионам страны и устанавливаются на пятилетку (с разбивкой по годам) с учетом ежегодного снижения выбросов (сбросов) загрязняющих веществ. Источником платежей по этому нормативу является прибыль (доход) объединений, предприятий и организаций.
За превышение допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду и аварийное загрязнение с объединений, предприятий и организаций взимается повышенная (в кратном размере по отношению к экономическому нормативу) плата, источником которой является хозрасчетный доход коллектива.
Государственному комитету СССР по охране природы, Госплану СССР, Государственному комитету СССР по ценам, Министерству финансов СССР в 6-месячный срок разработать с участием Академии наук СССР и других заинтересованных министерств и ведомств и утвердить по согласованию с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС порядок определения и применения указанных нормативов, с тем чтобы начиная с 1991 года учитывать соответствующие нормативы при разработке проектов планов и взимании платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду.
16. Установить, что финансирование природоохранных мероприятий в объединениях, на предприятиях и в организациях должно осуществляться в основном за счет собственных средств и кредитов банка.
На финансирование крупных природоохранных мероприятий могут использоваться в установленном порядке государственные централизованные капитальные вложения.
Признать необходимым образовать в Государственном комитете СССР по охране природы резервный фонд охраны природы для выполнения непредвиденных работ за счет отчислений от взимаемых с объединений, предприятий и организаций средств по нормативам платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду, а также от средств, взыскиваемых с нарушителей природоохранительного законодательства. Государственному комитету СССР по охране природы разработать и по согласованию с Комиссией по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма утвердить типовое положение об образовании и использовании резервного фонда охраны природы, предусмотрев в нем порядок и условия материально-технического обеспечения работ, проводимых за счет его средств.
17. Советам Министров союзных и автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам направлять взимаемые с объединений, предприятий и организаций средства за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранительного законодательства на выполнение мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также на поощрение производственных коллективов и отдельных работников, добившихся положительных результатов в природоохранной деятельности. Эти средства не допускается использовать на другие цели.
18. Государственному комитету СССР по ценам при разработке новых и совершенствовании действующих цен предусматривать всемерное стимулирование широкого внедрения на предприятиях малоотходных и безотходных технологий, комплексного использования природного сырья, приоритетного применения вторичных и возобновляемых природных ресурсов.