Недействующий

О переводе предприятий и организаций системы Госагропрома СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование (не действует на территории Российской Федерации с 21.02.2020 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2020 N 80)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

     
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 1987 года N 1428

О переводе предприятий и организаций системы Госагропрома СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________



Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что в результате претворения в жизнь современной аграрной политики партии, последовательного осуществления курса XXVII съезда КПСС, решений апрельского (1985 года) и последующих Пленумов ЦК КПСС, направленных на обеспечение более устойчивого развития сельского хозяйства и связанных с ним отраслей, в aгропромышленном комплексе наметились позитивные перемены.

Нарастают темпы интенсификации производства, существенный сдвиг произошел в инвестиционной политике на основе концентрации капитальных вложений на приоритетных направлениях развития колхозов, совхозов, перерабатывающих отраслей и социально-культурной сферы. Проделана большая работа по организационной перестройке всей системы управления агропромышленным комплексом, укрепляются хозрасчетные отношения, широкое распространение получают прогрессивные формы организации труда, коллективный и семейный подряды, внутрихозяйственный расчет. Значительно повысилась трудовая активность колхозников, работников совхозов, других предприятий и организаций комплекса.

Все это положительно сказывается на темпах прироста выпуска продукции и производительности труда, росте прибыли. Многие ранее убыточные предприятия стали работать рентабельно. Особое значение имеет то, что осуществление крупномасштабных мер по ускоренному развитию агропромышленного комплекса позволило улучшить продовольственное обеспечение советских людей и структуру их питания.

Наряду с этим ЦК КПСС и Совет Министров СССР подчеркивают, что реализация принятых решений по совершенствованию управления и экономического механизма хозяйствования в агропромышленном комплексе создает необходимые предпосылки для подъема его отраслей на качественно новый уровень на основе перевода колхозов, совхозов, предприятий и организаций системы Госагропрома СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.

Неотложность проведения этой работы диктуется прежде всего тем, что использование огромных потенциальных возможностей наращивания объемов производства в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности существенно сдерживается из-за недостаточного применения современных экономических методов управления, медлительности в переводе колхозов, совхозов, предприятий и объединений на новые прогрессивные условия хозяйствования.

Совершенно нетерпимым является то, что в системе Госагропрома СССР слабо внедряется противозатратный механизм, ограниченное развитие получают хозрасчетные методы ведения хозяйства, договорные отношения. Действующая система управления и экономический механизм не в полной мере способствуют углублению интеграции сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей промышленности, усилению заинтересованности всех звеньев агропромышленного производства в достижении высоких конечных результатов. По-прежнему сохраняются жесткая регламентация хозяйственной деятельности предприятий и организаций и административно-командные методы управления ими.

Особенно недопустимо то, что Госагропром СССР, агропромышленные комитеты и объединения, советские органы на местах не принимают эффективных мер по оздоровлению финансового состояния объединений, предприятий и организаций. Многие колхозы, совхозы и предприятия переработки в своей практической деятельности не соизмеряют затраты с получаемыми доходами, потребительски относятся к использованию средств на оплату труда. В результате продолжает неоправданно расти их задолженность по ссудам банка, а ряд хозяйств и перерабатывающих предприятий утратили свои оборотные средства. Все это ограничивает возможности расширенного воспроизводства, не позволяет активизировать процесс интеграции и эффективно развивать специализацию.

Медленно преодолеваются консервативные, устаревшие методы руководства сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью, особенно на уровне районных агропромышленных объединений, которые до сих пор не стали по-настоящему производственно-хозяйственными формированиями. Это привело к тому, что вместо производственной интеграции здесь, как правило, произошло механическое слияние управленческих звеньев.

ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы, горкомы и райкомы партии, первичные партийные организации зачастую не уделяют должного внимания партийно-политическому обеспечению процессов перестройки, происходящих в агропромышленном комплексе. Не предъявляют принципиального спроса к руководителям, допускающим серьезные недостатки в выполнении решений Партии и Правительства по созданию действенного хозяйственного механизма в системе Госагропрома СССР, широкому применению экономических методов в работе его подразделений. Местные партийные органы нередко мирятся с бесхозяйственностью и иждивенчеством, некомпетентным вмешательством в производственную деятельность трудовых коллективов. Недостаточно уделяется внимания подбору, расстановке кадров, их учебе, формированию стабильного состава руководителей и специалистов хозяйств, слабо распространяется передовой опыт работы в условиях бригадного, семейного и арендного подрядов. Во многих случаях в этом важном деле допускаются формализм, шаблонный подход, принижается авангардная роль партийных организаций в развитии демократических начал и гласности в управлении.

В целях дальнейшего повышения эффективности работы предприятий и организаций агропромышленного комплекса, усиления их заинтересованности в достижении высоких конечных результатов производства и обеспечения на этой основе коренного улучшения снабжения населения продуктами питания Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР

постановляют:


1. Обратить внимание ЦК компартий союзных республик, крайкомов и обкомов партии, Госагропрома СССР, центральных экономических органов, министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных и автономных республик, крайисполкомов и облисполкомов на то, что перевод в 1988-1989 годах колхозов, совхозов, других предприятий и организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование является решающим условием кардинального улучшения положения дел в агропромышленном комплексе, наращивания объема производства продовольствия, расширения ассортимента продуктов питания, углубления интеграции и повышения эффективности сельскохозяйственного производства и перерабатывающих отраслей промышленности.

Вся эта работа должна быть неразрывно связана с широким применением достижений науки и техники, и прежде всего интенсивных и безотходных технологий, эффективных форм организации производства и труда, новых экономических методов управления и хозяйствования, созданием прогрессивных структурных формирований, в том числе на кооперативной основе, - агропромышленных комбинатов и объединений, агрофирм, производственных и научно-производственных систем, а также с коренной перестройкой и дальнейшим улучшением деятельности районных агропромышленных объединений как производственно-хозяйственных формирований, работающих на демократических принципах управления.

Принять предложение Госагропрома СССР, Советов Министров союзных республик о переводе с 1 января 1988 года на полный хозяйственный расчет и самофинансирование сельскохозяйственных, перерабатывающих и других предприятий и организаций республиканских, краевых и областных агропромышленных комитетов, а также предприятий и организаций, непосредственно подчиненных Госагропрому СССР, согласно приложению N 1.

Предоставить Советам Министров союзных республик право по согласованию с Госагропромом СССР переводить в 1988 году по мере готовности на полный хозяйственный расчет и самофинансирование предприятия и организации агропромышленных комитетов других республик, краев и областей, а также районных агропромышленных объединений на условиях, предусмотренных настоящим постановлением, без изменения взаимоотношений с союзным бюджетом.

2. Установить, что предприятия и организации системы Госагропрома СССР, переведенные на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, самостоятельно разрабатывают и утверждают пятилетний план экономического и социального развития (с распределением по годам) на основе доведенных до них исходных данных планирования: контрольных цифр, государственных заказов, долговременных экономических нормативов и лимитов, а также прямых заказов потребителей и органов материально-технического снабжения на продукцию (работы, услуги) в соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении) и требованиями Примерного Устава колхоза.

Исходные данные планирования доводятся в установленном порядке до Госагропрома СССР, госагропромов союзных и автономных республик, краевых, областных агропромышленных комитетов, районных агропромышленных объединений и других агропромышленных формирований, предприятий и организаций. Они охватывают лишь важнейшие показатели, оставляя предприятиям и организациям широкий простор для выбора решений и заключения договоров, нацеливают их на достижение высоких конечных результатов.

Состав контрольных цифр определяется Госагропромом СССР в зависимости от особенностей деятельности предприятий и организаций в пределах показателей, предусмотренных Законом СССР о государственном предприятии (объединении), и с учетом Примерного Устава колхоза.

Государственные заказы до предприятий и организаций системы Госагропрома СССР доводятся на поставку продукции (выполнение работ, услуг), а также на ввод в действие производственных мощностей и объектов социальной сферы за счет государственных централизованных капитальных вложений.

При этом государственный заказ на поставку сельскохозяйственной продукции доводится, как правило, до районных агропромышленных объединений, агрокомбинатов и других агропромышленных формирований.

Районные агропромышленные объединения, агропромышленные комитеты и другие агропромышленные формирования, исходя из контрольных цифр и государственных заказов, организуют работу по заключению договоров на поставку продукции колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями, включая продукцию, не вошедшую в государственный заказ и реализуемую ими самостоятельно.

Установить, что по мере развития интеграции сельскохозяйственного производства и перерабатывающих отраслей промышленности последовательно сокращаются государственные заказы на промежуточные виды сельскохозяйственного сырья и остаются преимущественно государственные заказы на конечные виды продукции агропромышленного комплекса.