ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 1988 года N 889
О порядке формирования государственных заказов на 1989 и 1990 годы
Реализация решений XIX Всесоюзной конференции КПСС об углублении перестройки, последовательном осуществлении радикальной экономической реформы, проведении курса на демократизацию всех сторон общественной жизни, а также положений Законов СССР о государственном предприятии (объединении) и о кооперации в СССР вызывает необходимость установления четкого порядка формирования государственных заказов как одного из важнейших элементов новой системы управления экономикой и организации деятельности предприятий на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования.
Государственный заказ выражает требования государства по поставке предприятиями, объединениями и организациями продукции (выполнению работ, услуг) для удовлетворения первоочередных общественных потребностей. В тесном взаимодействии с другими исходными данными планирования, и прежде всего с контрольными цифрами по объему производства продукции (выполнения работ, услуг), государственный заказ призван обеспечивать широкую самостоятельность предприятий, приоритет народнохозяйственного подхода в решении задач экономического и социального развития страны, реализацию принципиальных направлений ускорения научно-технического прогресса, структурную перестройку общественного производства и сбалансированность народного хозяйства.
В ходе разработки Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1988 год и формирования государственного заказа указанные принципиальные положения не были реализованы должным образом. Министерства и ведомства, устанавливая предприятиям государственные заказы, не отказались от командно-административных методов руководства, неоправданно расширили состав и объем государственного заказа и тем самым ограничили права предприятий. Особенно неудовлетворительно была организована работа по формированию государственных заказов в Министерстве сельскохозяйственного и тракторного машиностроения СССР и Министерстве медицинской и микробиологической промышленности СССР.
Госплан СССР своевременно не определил обоснованные соотношения государственных заказов и общих объемов производства продукции, не обеспечил должного контроля за формированием государственных заказов министерствами и ведомствами СССР и не принял необходимых мер к устранению допущенных нарушений.
В целях коренного улучшения работы по формированию, доведению и исполнению государственных заказов Совет Министров СССР
постановляет:
1. Госплану СССР, Госснабу СССР, министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик перестроить порядок, организацию и методологию плановой работы по определению состава и объема государственных заказов, рассматривая ее как одно из важных условий реализации в хозяйственной практике принципов и методов, заложенных в новой системе управления экономикой. В ходе этой работы обеспечить:
тесное взаимодействие государственных заказов со всей системой исходных данных планирования, и прежде всего с контрольными цифрами по объему производства продукции (выполнения работ, услуг);
ограничение состава государственных заказов важнейшими видами продукции (работ, услуг), необходимой для решения общегосударственных и социальных задач, реализации структурной политики, выполнения научно-технических программ, укрепления обороноспособности и экономической независимости страны;
сокращение удельного веса государственных заказов в общем объеме производства продукции (выполнения работ, услуг) и расширение на этой основе самостоятельности предприятий в формировании производственной программы;
использование конкурсных начал в размещении государственных заказов в целях получения их теми предприятиями, где условия выполнения предпочтительны с позиций как народнохозяйственных интересов, так и интересов конкретных потребителей;
активное использование экономических рычагов и стимулов для усиления материальной заинтересованности трудовых коллективов в получении государственных заказов, повышения ответственности предприятий за своевременное и качественное выполнение государственных заказов, а органов хозяйственного управления - за их обоснованное размещение.
2. Утвердить прилагаемое Временное положение о порядке формирования государственных заказов на 1989 и 1990 годы.
3. Госплану СССР:
обеспечить при подготовке проектов государственных планов экономического и социального развития СССР на 1989 и 1990 годы строгое соответствие устанавливаемых в них государственных заказов по министерствам, ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик и межотраслевым государственным объединениям принципам, предусмотренным настоящим постановлением и Временным положением о порядке формирования государственных заказов на 1989 и 1990 годы;
осуществлять действенный контроль за размещением государственных заказов, строго пресекать попытки необоснованного расширения состава государственных заказов и увеличения их объемов.
4. Министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик обеспечить:
своевременное размещение государственных заказов, широко используя в этой работе конкурсные начала, экономические рычаги и стимулы;
сбалансированность производства и потребности в продукции внутриотраслевого применения и организацию устойчивых хозяйственных связей между предприятиями по внутриминистерской кооперации. Содействовать сохранению хозяйственных связей, сложившихся между предприятиями, их дальнейшему укреплению и совершенствованию.
5. Постоянным органам Совета Министров СССР, Госагропрому СССР и Госстрою СССР обеспечивать сбалансированное развитие производства и удовлетворение потребностей в продукции, выпускаемой и используемой внутри народнохозяйственных комплексов, усилить координацию деятельности министерств и ведомств СССР, входящих в состав соответствующих комплексов, своевременно решать возникающие вопросы совместно с Госпланом СССР и Госснабом СССР.
6. В условиях освоения нового хозяйственного механизма возложить на Госплан СССР, Госснаб СССР и его территориальные органы, Советы Министров союзных республик регулирование в 1989 и 1990 годах материально-технического обеспечения производства и строительства, а также потребителей социальной сферы продукцией, не вошедшей в состав государственного заказа. В этих целях:
в соответствии с решениями ХIХ Всесоюзной конференции КПСС ускорить переход к оптовой торговле. Тщательно анализировать состояние выпуска и потребления средств производства в народном хозяйстве и последовательно расширять перечень продукции производственно-технического назначения, реализуемой в порядке оптовой торговли без лимитов и фондов;
на период становления оптовой торговли устанавливать в соответствии с принятыми предприятиями объемами производства продукции, исходя из контрольных цифр, доведенных до них в качестве расчетного ориентира, лимиты потребления такой продукции. Указанные лимиты устанавливаются Госпланом СССР и Госснабом СССР на продукцию, имеющую особо важное значение для народнохозяйственного сбалансирования и экспорта, и сообщаются ими министерствам, ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик и межотраслевым государственным объединениям, а также территориальным органам Госснаба СССР. Лимиты предприятиям сообщаются соответствующими министерствами, ведомствами и межотраслевыми государственными объединениями и являются основой для заключения между изготовителями и потребителями хозяйственных договоров на поставку этой продукции;
активно содействовать развитию прямых безлимитных связей между изготовителями и потребителями по поставкам продукции, не включаемой в государственные заказы, не распределяемой по лимитам потребления, а также не переданной для реализации в порядке оптовой торговли через снабженческие организации.