Формирование государственных заказов начинается с определения их состава, то есть перечня видов продукции (работ, услуг), необходимой для решения важнейших государственных задач, ускорения научно-технического прогресса в отраслях народного хозяйства, структурной перестройки экономики и достижения главных целей социальной политики.
Состав государственных заказов формируется на плановый период Госпланом СССР совместно с Госснабом СССР с учетом результатов рассмотрения предложений министерств, ведомств СССР, Советов Министров союзных республик, межотраслевых государственных объединений и утверждается Госпланом СССР.
На 1990 год состав государственных заказов доводится до министерств, ведомств СССР, Советов Министров союзных республик и межотраслевых государственных объединений до 1 марта 1989 года.
Конкретный объем государственных заказов по продукции (работам, услугам), включенной в их состав, определяется Госпланом СССР, а по продукции, распределяемой Госснабом СССР, - совместно с ним. Эта работа проводится на основе определения потребностей народного хозяйства и населения с учетом предложений министерств, ведомств СССР, Советов Министров союзных республик, ведущих производственных и научно-производственных объединений и межотраслевых научно-технических комплексов, а также исходя из заданий государственных научно-технических программ и Комплексной программы научно-технического прогресса стран - членов СЭВ. Она опирается на систему расчетных балансов производства и распределения материально-технических ресурсов и активное взаимодействие потребителей и производителей продукции.
Государственные заказы на поставку продукции (выполнение работ, услуг) должны обеспечивать:
осуществление социальной переориентации экономики, удовлетворение платежеспособного спроса населения на основные товары и услуги с учетом потребностей его различных возрастных групп;
широкомасштабное внедрение в народное хозяйство важнейших достижений науки и техники, прогрессивные структурные сдвиги в отраслях производственной и социальной сфер;
поставки важнейших топливных и сырьевых ресурсов, необходимых для стабильной работы всех секторов экономики;
выполнение межправительственных соглашений по поставкам товаров, и в первую очередь со странами - членами СЭВ;
укрепление обороноспособности страны и ее экономической независимости;
формирование материальных резервов Совета Министров СССР.
В государственные заказы не включается продукция:
производственно-технического назначения серийного и массового выпуска;
внутриминистерского потребления, а также продукция, используемая в пределах одного народнохозяйственного комплекса;
для собственных технологических нужд предприятий;
узкоспециализированного назначения, которая выпускается в основном одним изготовителем и потребляется ограниченным количеством предприятий;
совместных предприятий СССР и других стран - членов СЭВ, а также совместных предприятий СССР с фирмами капиталистических и развивающихся стран.
Государственные заказы определяются с учетом отраслевой специфики производства и народнохозяйственной значимости продукции и могут устанавливаться как по объему производства и поставок отдельных видов продукции (выполнения работ, услуг), так и по конкретной номенклатуре.
Государственные заказы по объему производства и поставок продукции устанавливаются, как правило, предприятиям, добывающим и производящим топливо, сырье и материалы, имеющие особо важное значение для стабильного развития экономики в целом.
Учитывая остроту проблемы сбалансирования растущих денежных доходов населения в 1989 и 1990 годах с объемами производства товаров народного потребления и оказания услуг, предприятиям всех отраслей народного хозяйства (за исключением системы Министерства легкой промышленности СССР) устанавливаются государственные заказы на весь объем производства продовольственных товаров, а также непродовольственных товаров народного потребления в розничных ценах и оказания платных услуг населению.
Предприятиям отраслей промышленности, выпускающим большое количество разнообразных видов изделий, государственные заказы устанавливаются на поставку важнейших видов продукции по групповой или конкретной номенклатуре.
Внутригрупповую номенклатуру государственных заказов предприятия формируют самостоятельно на основе предложений потребителей и органов материально-технического снабжения. Поставщик не вправе отказаться от заключения договора с потребителем на поставку конкретных изделий, относящихся к групповой номенклатуре государственных заказов, если производство этих изделий соответствует профилю поставщика.
Госплан СССР на основе обобщения и анализа проектов отраслевых и территориальных планов на предстоящий год, подготовленных министерствами, ведомствами СССР, Советами Министров союзных республик и межотраслевыми государственными объединениями, разрабатывает проект государственного плана экономического и социального развития СССР и сообщает им не позднее 10 августа года, предшествующего планируемому, государственные заказы, объемы производства продукции (выполнения работ, услуг) в стоимостном выражении и другие показатели в соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении). При этом принятые предприятиями в своих планах на основе доведенных до них контрольных цифр объемы производства конкретных видов продукции в стоимостном и натуральном выражении в дальнейшем используются только для заключения хозяйственных договоров и как база для разработки расчетных материальных балансов и планов распределения, которые не входят в состав государственного плана.
Лимиты централизованно распределяемых материально-технических ресурсов сообщаются Госпланом СССР и Госснабом СССР министерствам, ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик и межотраслевым государственным объединениям не позднее 20 августа года, предшествующего планируемому.
Министерства, ведомства и межотраслевые государственные объединения сообщают учтенные в проекте государственного плана экономического и социального развития СССР государственные заказы, объемы производства продукции (выполнения работ, услуг) и указанные лимиты подведомственным предприятиям не позднее 1 сентября года, предшествующего планируемому, для завершения работы по заключению договоров на поставки и организации подготовки производства.
Министерства, ведомства СССР и межотраслевые государственные объединения не имеют права дополнительно включать в государственные заказы продукцию (работы, услуги), расширять состав государственных заказов, утвержденных Госпланом СССР, и увеличивать их объем.
В условиях, когда сокращается доля государственных заказов и расширяется самостоятельность предприятий в формировании производственной программы, существенно меняются методы работы предприятий и органов управления по надежному материально-техническому обеспечению народного хозяйства.
Возрастающую роль в материально-техническом обеспечении предприятий будет играть оптовая торговля средствами производства. Она разворачивается Госснабом СССР, а также Госагропромом СССР, министерствами и ведомствами СССР и предприятиями. Предприятия приобретают продукцию в порядке оптовой торговли, без лимитов и фондов. Госснаб СССР и другие организации, осуществляющие оптовую торговлю, определяют перечень продукции производственно-технического назначения, реализуемой в указанном порядке, и информируют об этом министерства, ведомства СССР, Советы Министров союзных республик и предприятия.