О порядке формирования государственных заказов на 1989 и 1990 годы


I. Государственные заказы в системе планирования и хозяйственного управления


Государственные заказы - один из основных инструментов новой системы управления экономикой и организации деятельности предприятий, объединений и организаций* в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Они являются органической частью системы исходных данных планирования.

________________

* В дальнейшем именуются - предприятия.


Тесное взаимодействие контрольных цифр, государственных заказов, долговременных экономических нормативов и лимитов направлено на обеспечение рационального сочетания централизованных начал в управлении экономикой с расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, формирования нового качества экономического роста, прогрессивных структурных сдвигов в общественном производстве и сбалансированного развития народного хозяйства.

Настоящее Положение охватывает вопросы формирования планов экономического и социального развития только в части установления государственных заказов в их взаимосвязи с контрольными цифрами по объему производства продукции (выполнения работ, услуг).

Контрольные цифры, и прежде всего показатель производства продукции (выполнения работ, услуг) в стоимостном выражении для заключения договоров, отражают общие потребности народного хозяйства и населения, не носят директивного характера и доводятся до предприятий в качестве ориентиров, достижение которых должно обеспечивать сбалансированное развитие экономики в целом. В целях создания предприятиям возможностей более четкой ориентации в изменениях структуры общественных потребностей и спроса населения в составе общего объема производства продукции (выполнения работ, услуг) выделяются объемы выпуска ее важнейших видов по укрупненным позициям в стоимостном или натуральном выражении в качестве расчетных для работы над проектами планов и заключения хозяйственных договоров.

Государственные заказы выражают требования государства по поставке предприятиями продукции (выполнению работ, услуг) для удовлетворения первоочередных общественных потребностей, обеспечения ускорения научно-технического прогресса и структурной перестройки экономики. Они охватывают, как правило, часть производственной программы предприятий.

Государственные заказы устанавливаются на:

поставку некоторых видов продукции, необходимой прежде всего для решения общегосударственных и социальных задач, выполнения научно-технических программ, укрепления обороноспособности и обеспечения экономической независимости страны;

проведение важнейших научных исследований и разработок, революционизирующих общественное производство;

поставку сельскохозяйственной продукции;

ввод в действие важнейших производственных мощностей и объектов социальной сферы за счет государственных централизованных капитальных вложений. В отдельных случаях по предложениям предприятий, местных Советов народных депутатов, межотраслевых государственных объединений, министерств и ведомств государственные заказы могут устанавливаться на ввод в действие важнейших производственных мощностей и объектов социально-культурной сферы, создаваемых за счет их собственных средств и других источников финансирования.

Предприятия, ориентируясь на контрольные цифры и руководствуясь государственными заказами, самостоятельно формируют производственную программу, принимают решения по более полному использованию мощностей, достижению высоких конечных результатов и получению хозрасчетного дохода, который в соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении) является источником производственного и социального развития трудовых коллективов.

Государственные заказы устанавливаются в государственном плане экономического и социального развития СССР и доводятся Госпланом СССР через министерства, ведомства СССР, Советы Министров союзных республик и межотраслевые государственные объединения до предприятий в порядке, предусмотренном настоящим Положением. Эти заказы обязательны для включения в планы предприятий.

Государственные заказы на поставку продукции (выполнение работ, услуг), а также на ввод в действие производственных мощностей и объектов социальной сферы могут размещаться на конкурсной основе. Министерства, ведомства устанавливают перечень продукции (работ, услуг) с указанием основных требований к ее изготовлению, разрабатывают условия конкурса и определяют сроки его проведения, организуют совместно с территориальными органами Госснаба СССР обеспечение предприятий, независимо от их ведомственной принадлежности, необходимой информацией. Для участия в конкурсе предприятия сообщают свои предложения по объемам производства и поставки продукции (выполнения работ, услуг), ее технико-экономическим параметрам (показатели технического уровня продукции, обеспечения охраны природы, производительность, цена и т.д.) и срокам выполнения заказов. Министерства и ведомства рассматривают эти предложения и принимают решения о размещении государственных заказов на тех предприятиях, где условия их выполнения предпочтительны с позиций как народнохозяйственных интересов, так и интересов конкретных потребителей.

Вопросы организации размещения на конкурсной основе государственных заказов на поставку продукции, имеющей межотраслевой характер, решаются постоянными органами Совета Министров СССР, Госагропромом СССР и Госстроем СССР.

В выполнении государственных заказов, в том числе и на конкурсной основе, могут участвовать на добровольных началах кооперативные предприятия.