О порядке формирования государственных заказов на 1989 и 1990 годы

III. Особенности формирования государственных заказов в народнохозяйственных комплексах


Государственные заказы формируются в тесной взаимосвязи с контрольными цифрами по объемам производства продукции (выполнения работ, услуг) в стоимостном и натуральном выражении.

Конкретные размеры поставок продукции (выполнения работ, услуг), включаемой в государственные заказы, и ее удельный вес в объеме производства продукции (выполнения работ, услуг) устанавливаются при подготовке проекта государственного плана экономического и социального развития СССР на соответствующий год с учетом значимости продукции в общественном потреблении, степени насыщенности рынка и уровня развития оптовой торговли средствами производства. При этом не допускается необоснованное расширение государственного заказа и ограничение самостоятельности предприятий в планировании производственной программы.

В государственном заказе предприятиям машиностроительного комплекса предусматривается поставка важнейших прогрессивных видов машин, оборудования, приборов, средств автоматизации и вычислительной техники, предназначенных для ускорения научно-технического прогресса в народном хозяйстве, освоения принципиально новых видов техники и технологических процессов, соответствующих мировому уровню.

В состав государственного заказа машиностроительным предприятиям включается также поставка основного технологического оборудования для создания важнейших производственных мощностей, предусмотренных государственным заказом, и выполнения экспортных обязательств. По отдельным видам оборудования индивидуального исполнения с циклом производства более 12 месяцев государственный заказ устанавливается на двухлетний период.

В металлургическом комплексе государственный заказ устанавливается Министерству черной металлургии СССР и Министерству цветной металлургии СССР только на конечную для этих министерств продукцию, то есть без учета внутриотраслевого технологического потребления.

Предприятиям Министерства черной металлургии СССР доводится государственный заказ на общий объем поставок готового проката и металлопродукции за пределы системы Министерства. В его составе выделяется номенклатурный государственный заказ по важнейшим видам продукции. Остальная номенклатура поставляемой металлопродукции согласовывается с потребителями в пределах выделенных им лимитов потребления.

Предприятиям Министерства цветной металлургии СССР государственный заказ устанавливается на поставку за пределы системы Министерства цветных металлов и изделий из них в полном объеме, а в его составе выделяется номенклатурный заказ по важнейшим видам продукции. По остальной части продукции действует порядок, аналогичный установленному для предприятий черной металлургии.

В химико-лесном комплексе в состав государственного заказа, доводимого до предприятий, включаются важнейшие виды продукции, определяющей условия для коренного совершенствования структуры потребления конструкционных материалов во всех отраслях народного хозяйства, а также внедрения интенсивных технологий в сельское хозяйство. На отдельные виды медикаментов, светлых нефтепродуктов, специальной химической продукции, а также на бумагу для издания газет государственный заказ устанавливается на весь объем поставок.

В топливно-энергетическом комплексе в составе государственного заказа предусматриваются объемы добычи нефти, газового конденсата, природного газа и угля.

Государственный заказ нефтедобывающим предприятиям устанавливается на весь объем добычи нефти и газового конденсата.

Газодобывающим предприятиям государственный заказ устанавливается на добычу газа с учетом возможности самостоятельно планировать и реализовывать 10 процентов объема газа, поставляемого за пределы министерства.

Государственный заказ в угольной промышленности определяет объем поставок угля населению (рыночный фонд), для коксования, создания государственных резервов и на экспорт.

По предприятиям, осуществляющим геологоразведочные работы, в государственном заказе устанавливается прирост разведанных запасов важнейших видов полезных ископаемых.

В агропромышленном комплексе формирование государственного заказа осуществляется в соответствии с Законом СССР о кооперации в СССР, особенностями нового хозяйственного механизма в колхозах и совхозах, а также с учетом углубления интеграции сельскохозяйственного производства и перерабатывающих отраслей промышленности.

Государственный заказ на сельскохозяйственную продукцию включает поставку государству зерна с выделением основных культур, шерсти, хлопка (в пересчете на хлопок-волокно), льна (в пересчете на льноволокно), пушнины и мехового сырья и доводится до Советов Министров союзных республик и Госагропрома СССР.

Советы Министров союзных республик и Госагропром СССР обеспечивают доведение государственного заказа на поставку сельскохозяйственной продукции до агрокомбинатов, агрофирм, других агропромышленных формирований и районных агропромышленных объединений (в республиках с областным делением - через Советы Министров автономных республик, исполкомы краевых и областных Советов народных депутатов). Исходя из доведенного заказа, агрокомбинаты, агрофирмы, другие агропромышленные формирования и районные агропромышленные объединения организуют работу по заключению договоров на поставку продукции колхозами, совхозами, другими сельскохозяйственными предприятиями.

Государственный заказ по перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса включает поставку важнейших видов продукции - маргариновой продукции, продуктов детского питания, товарной пищевой рыбной продукции, муки, крупы, макаронных изделий, чая, хлопка-волокна, льноволокна, кожевенного сырья - в объеме поставок за пределы агропромышленного комплекса, а сахара-песка и растительного масла - в полном объеме производства.

Государственный заказ на поставку в общесоюзный фонд мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, яиц и яйцепродуктов, картофеля, овощей, бахчевых культур, плодов и ягод, столового винограда, сухофруктов, цитрусовых плодов, комбикормов и сена устанавливается Советам Министров союзных республик. Советы Министров союзных республик, имеющих областное деление, доводят этот заказ до Советов Министров автономных республик, исполкомов краевых и областных Советов народных депутатов.

Советы Министров союзных республик для удовлетворения республиканских потребностей устанавливают государственный заказ на поставку указанной продукции в республиканские фонды.

Учитывая многоотраслевой характер агропромышленного комплекса, Госагропром СССР может, в виде исключения, формировать по согласованию с Госпланом СССР состав государственного заказа на отдельные виды продукции сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности этого комплекса.

По лесному хозяйству в государственном заказе предусматриваются объемы важнейших работ по лесоустройству и лесовосстановлению в лесах государственного значения.

Государственный заказ по непродовольственным товарам народного потребления устанавливается для предприятий всех отраслей народного хозяйства (кроме предприятий системы Министерства легкой промышленности СССР) на 1989 и 1990 годы в полном объеме их производства в розничных ценах. В его составе выделяются отдельные виды товаров, имеющих особую социальную значимость, а также технически сложные изделия длительного пользования по групповой номенклатуре.

Ассортимент товаров народного потребления определяется предприятиями самостоятельно на основе результатов оптовых ярмарок и в соответствии с заключенными договорами с торгующими организациями, а также с учетом предложений Советов Министров союзных республик и местных органов.

Предприятиям системы Министерства легкой промышленности СССР государственный заказ устанавливается на поставку товаров для детей, молодежи и лиц старшего возраста по важнейшим номенклатурным группам, а также рабочей одежды и продукции специального назначения.

Общий объем производства товаров легкой промышленности в розничных ценах, а также отдельных важнейших видов продукции в натуральном выражении доводится предприятиям Министерства в составе контрольных цифр. Предприятия, ориентируясь на эти показатели, самостоятельно на основе результатов оптовых ярмарок и заключенных договоров с потребителями разрабатывают и утверждают планы производства товаров и их ассортимент с учетом установленного государственного заказа, предложений Советов Министров союзных республик и местных органов.

Государственный заказ на реализацию платных услуг населению устанавливается министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик на общий объем этих услуг. При формировании государственного заказа учитываются предложения местных органов.

Государственный заказ на объем розничного товарооборота государственной торговли устанавливается Советам Министров союзных республик, а также Главному управлению торговли Министерства обороны СССР. Общий объем розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли доводится Советам Министров союзных республик в составе контрольных цифр.

Государственный заказ в капитальном строительстве устанавливается заказчикам и подрядчикам на ввод в действие важнейших производственных мощностей за счет государственных централизованных капитальных вложений, а также по предложениям предприятий, местных Советов народных депутатов, министерств и ведомств за счет их средств и других источников финансирования.