ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 1988 года N 889
О порядке формирования государственных заказов на 1989 и 1990 годы
Реализация решений XIX Всесоюзной конференции КПСС об углублении перестройки, последовательном осуществлении радикальной экономической реформы, проведении курса на демократизацию всех сторон общественной жизни, а также положений Законов СССР о государственном предприятии (объединении) и о кооперации в СССР вызывает необходимость установления четкого порядка формирования государственных заказов как одного из важнейших элементов новой системы управления экономикой и организации деятельности предприятий на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования.
Государственный заказ выражает требования государства по поставке предприятиями, объединениями и организациями продукции (выполнению работ, услуг) для удовлетворения первоочередных общественных потребностей. В тесном взаимодействии с другими исходными данными планирования, и прежде всего с контрольными цифрами по объему производства продукции (выполнения работ, услуг), государственный заказ призван обеспечивать широкую самостоятельность предприятий, приоритет народнохозяйственного подхода в решении задач экономического и социального развития страны, реализацию принципиальных направлений ускорения научно-технического прогресса, структурную перестройку общественного производства и сбалансированность народного хозяйства.
В ходе разработки Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1988 год и формирования государственного заказа указанные принципиальные положения не были реализованы должным образом. Министерства и ведомства, устанавливая предприятиям государственные заказы, не отказались от командно-административных методов руководства, неоправданно расширили состав и объем государственного заказа и тем самым ограничили права предприятий. Особенно неудовлетворительно была организована работа по формированию государственных заказов в Министерстве сельскохозяйственного и тракторного машиностроения СССР и Министерстве медицинской и микробиологической промышленности СССР.
Госплан СССР своевременно не определил обоснованные соотношения государственных заказов и общих объемов производства продукции, не обеспечил должного контроля за формированием государственных заказов министерствами и ведомствами СССР и не принял необходимых мер к устранению допущенных нарушений.
В целях коренного улучшения работы по формированию, доведению и исполнению государственных заказов Совет Министров СССР
постановляет:
1. Госплану СССР, Госснабу СССР, министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик перестроить порядок, организацию и методологию плановой работы по определению состава и объема государственных заказов, рассматривая ее как одно из важных условий реализации в хозяйственной практике принципов и методов, заложенных в новой системе управления экономикой. В ходе этой работы обеспечить:
тесное взаимодействие государственных заказов со всей системой исходных данных планирования, и прежде всего с контрольными цифрами по объему производства продукции (выполнения работ, услуг);
ограничение состава государственных заказов важнейшими видами продукции (работ, услуг), необходимой для решения общегосударственных и социальных задач, реализации структурной политики, выполнения научно-технических программ, укрепления обороноспособности и экономической независимости страны;
сокращение удельного веса государственных заказов в общем объеме производства продукции (выполнения работ, услуг) и расширение на этой основе самостоятельности предприятий в формировании производственной программы;
использование конкурсных начал в размещении государственных заказов в целях получения их теми предприятиями, где условия выполнения предпочтительны с позиций как народнохозяйственных интересов, так и интересов конкретных потребителей;
активное использование экономических рычагов и стимулов для усиления материальной заинтересованности трудовых коллективов в получении государственных заказов, повышения ответственности предприятий за своевременное и качественное выполнение государственных заказов, а органов хозяйственного управления - за их обоснованное размещение.
2. Утвердить прилагаемое Временное положение о порядке формирования государственных заказов на 1989 и 1990 годы.
3. Госплану СССР:
обеспечить при подготовке проектов государственных планов экономического и социального развития СССР на 1989 и 1990 годы строгое соответствие устанавливаемых в них государственных заказов по министерствам, ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик и межотраслевым государственным объединениям принципам, предусмотренным настоящим постановлением и Временным положением о порядке формирования государственных заказов на 1989 и 1990 годы;
осуществлять действенный контроль за размещением государственных заказов, строго пресекать попытки необоснованного расширения состава государственных заказов и увеличения их объемов.
4. Министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик обеспечить:
своевременное размещение государственных заказов, широко используя в этой работе конкурсные начала, экономические рычаги и стимулы;
сбалансированность производства и потребности в продукции внутриотраслевого применения и организацию устойчивых хозяйственных связей между предприятиями по внутриминистерской кооперации. Содействовать сохранению хозяйственных связей, сложившихся между предприятиями, их дальнейшему укреплению и совершенствованию.
5. Постоянным органам Совета Министров СССР, Госагропрому СССР и Госстрою СССР обеспечивать сбалансированное развитие производства и удовлетворение потребностей в продукции, выпускаемой и используемой внутри народнохозяйственных комплексов, усилить координацию деятельности министерств и ведомств СССР, входящих в состав соответствующих комплексов, своевременно решать возникающие вопросы совместно с Госпланом СССР и Госснабом СССР.
6. В условиях освоения нового хозяйственного механизма возложить на Госплан СССР, Госснаб СССР и его территориальные органы, Советы Министров союзных республик регулирование в 1989 и 1990 годах материально-технического обеспечения производства и строительства, а также потребителей социальной сферы продукцией, не вошедшей в состав государственного заказа. В этих целях:
в соответствии с решениями ХIХ Всесоюзной конференции КПСС ускорить переход к оптовой торговле. Тщательно анализировать состояние выпуска и потребления средств производства в народном хозяйстве и последовательно расширять перечень продукции производственно-технического назначения, реализуемой в порядке оптовой торговли без лимитов и фондов;
на период становления оптовой торговли устанавливать в соответствии с принятыми предприятиями объемами производства продукции, исходя из контрольных цифр, доведенных до них в качестве расчетного ориентира, лимиты потребления такой продукции. Указанные лимиты устанавливаются Госпланом СССР и Госснабом СССР на продукцию, имеющую особо важное значение для народнохозяйственного сбалансирования и экспорта, и сообщаются ими министерствам, ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик и межотраслевым государственным объединениям, а также территориальным органам Госснаба СССР. Лимиты предприятиям сообщаются соответствующими министерствами, ведомствами и межотраслевыми государственными объединениями и являются основой для заключения между изготовителями и потребителями хозяйственных договоров на поставку этой продукции;
активно содействовать развитию прямых безлимитных связей между изготовителями и потребителями по поставкам продукции, не включаемой в государственные заказы, не распределяемой по лимитам потребления, а также не переданной для реализации в порядке оптовой торговли через снабженческие организации.
7. Министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик обеспечивать организацию работы по заключению предприятиями договоров на поставку продукции по государственным заказам, лимитам потребления, а также по прямым заказам потребителей и органов материально-технического снабжения, имея в виду завершать ее не позднее 15 октября года, предшествующего планируемому.
8. Одобрить подготовленный Госпланом СССР с участием Госснаба СССР примерный макет взаимосвязи состава государственных заказов с контрольными цифрами по выпуску продукции (выполнению работ, услуг) на 1989-1990 годы по народнохозяйственным комплексам, отраслям, министерствам и ведомствам. Поручить Госплану СССР довести примерный макет до постоянных органов Совета Министров СССР, министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик для использования его при формировании проекта Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1989-1990 годы.
9. Поручить Министерству финансов СССР разработать и утвердить в 2-недельный срок совместно с Госпланом СССР порядок стимулирования предприятий обрабатывающих отраслей промышленности и строительных организаций, на которых размещены государственные заказы, и шкалу для определения размера поощрения.
10. Постоянным органам Совета Министров СССР, Госплану СССР, Госснабу СССР, министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик при подготовке проектов постановлений Правительства СССР, определяющих развитие отдельных народнохозяйственных комплексов, отраслей и регионов страны, строго руководствоваться настоящим постановлением, исходить из того, что в проектах постановлений могут предусматриваться обязательные для министерств, ведомств СССР, Советов Министров союзных республик и межотраслевых государственных объединений задания лишь по производству и поставкам продукции (выполнению работ, услуг), включенной в состав государственных заказов. Задания по производству и поставкам другой продукции могут предусматриваться в указанных проектах постановлений в исключительных случаях и только по согласованию с предприятиями - изготовителями этой продукции или органами материально-технического снабжения.
11. Комиссии по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма с участием заинтересованных министерств и ведомств:
в месячный срок обеспечить необходимое уточнение нормативных актов, и в частности актов, определяющих порядок распределения прибыли, формирования фондов экономического стимулирования, оценки выполнения договорных обязательств, руководствуясь настоящим постановлением;
подготовить проект положения о формировании государственных заказов на 1991 -1995 годы с учетом накопленного опыта и введения в действие с начала тринадцатой пятилетки всех элементов целостной системы управления экономикой и внести его в Совет Министров СССР не позднее 1 октября 1989 года.
Председатель
Совета Министров СССР
Н.Рыжков
Управляющий Делами
Совета Министров СССР
М.Смиртюков
Временное положение о порядке формирования государственных заказов на 1989 и 1990 годы
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законами СССР о государственном предприятии (объединении) и о кооперации в СССР, а также Основными положениями коренной перестройки управления экономикой, утвержденными июньским (1987 год) Пленумом ЦК КПСС, и решениями XIX Всесоюзной конференции КПСС. Оно учитывает практику работы предприятий (объединений) в 1988 году, особенности становления и функционирования нового хозяйственного механизма в 1989 и 1990 годах.
В этот период государственные заказы будут формироваться и выполняться в условиях демократизации управления, развития договорных отношений между предприятиями (объединениями), действующего пятилетнего плана, поэтапного расширения масштабов оптовой торговли средствами производства, перестройки ценообразования и финансово-кредитного механизма, совершенствования организационных структур отраслевого и территориального руководства и развития других элементов целостной системы управления. Указанные обстоятельства обусловливают необходимость разработки порядка формирования государственных заказов на оставшиеся годы текущей пятилетки и определяют временный характер настоящего Положения.
Государственные заказы - один из основных инструментов новой системы управления экономикой и организации деятельности предприятий, объединений и организаций* в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Они являются органической частью системы исходных данных планирования.
________________
* В дальнейшем именуются - предприятия.
Тесное взаимодействие контрольных цифр, государственных заказов, долговременных экономических нормативов и лимитов направлено на обеспечение рационального сочетания централизованных начал в управлении экономикой с расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, формирования нового качества экономического роста, прогрессивных структурных сдвигов в общественном производстве и сбалансированного развития народного хозяйства.
Настоящее Положение охватывает вопросы формирования планов экономического и социального развития только в части установления государственных заказов в их взаимосвязи с контрольными цифрами по объему производства продукции (выполнения работ, услуг).
Контрольные цифры, и прежде всего показатель производства продукции (выполнения работ, услуг) в стоимостном выражении для заключения договоров, отражают общие потребности народного хозяйства и населения, не носят директивного характера и доводятся до предприятий в качестве ориентиров, достижение которых должно обеспечивать сбалансированное развитие экономики в целом. В целях создания предприятиям возможностей более четкой ориентации в изменениях структуры общественных потребностей и спроса населения в составе общего объема производства продукции (выполнения работ, услуг) выделяются объемы выпуска ее важнейших видов по укрупненным позициям в стоимостном или натуральном выражении в качестве расчетных для работы над проектами планов и заключения хозяйственных договоров.
Государственные заказы выражают требования государства по поставке предприятиями продукции (выполнению работ, услуг) для удовлетворения первоочередных общественных потребностей, обеспечения ускорения научно-технического прогресса и структурной перестройки экономики. Они охватывают, как правило, часть производственной программы предприятий.
Государственные заказы устанавливаются на:
поставку некоторых видов продукции, необходимой прежде всего для решения общегосударственных и социальных задач, выполнения научно-технических программ, укрепления обороноспособности и обеспечения экономической независимости страны;
проведение важнейших научных исследований и разработок, революционизирующих общественное производство;
поставку сельскохозяйственной продукции;
ввод в действие важнейших производственных мощностей и объектов социальной сферы за счет государственных централизованных капитальных вложений. В отдельных случаях по предложениям предприятий, местных Советов народных депутатов, межотраслевых государственных объединений, министерств и ведомств государственные заказы могут устанавливаться на ввод в действие важнейших производственных мощностей и объектов социально-культурной сферы, создаваемых за счет их собственных средств и других источников финансирования.
Предприятия, ориентируясь на контрольные цифры и руководствуясь государственными заказами, самостоятельно формируют производственную программу, принимают решения по более полному использованию мощностей, достижению высоких конечных результатов и получению хозрасчетного дохода, который в соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении) является источником производственного и социального развития трудовых коллективов.
Государственные заказы устанавливаются в государственном плане экономического и социального развития СССР и доводятся Госпланом СССР через министерства, ведомства СССР, Советы Министров союзных республик и межотраслевые государственные объединения до предприятий в порядке, предусмотренном настоящим Положением. Эти заказы обязательны для включения в планы предприятий.
Государственные заказы на поставку продукции (выполнение работ, услуг), а также на ввод в действие производственных мощностей и объектов социальной сферы могут размещаться на конкурсной основе. Министерства, ведомства устанавливают перечень продукции (работ, услуг) с указанием основных требований к ее изготовлению, разрабатывают условия конкурса и определяют сроки его проведения, организуют совместно с территориальными органами Госснаба СССР обеспечение предприятий, независимо от их ведомственной принадлежности, необходимой информацией. Для участия в конкурсе предприятия сообщают свои предложения по объемам производства и поставки продукции (выполнения работ, услуг), ее технико-экономическим параметрам (показатели технического уровня продукции, обеспечения охраны природы, производительность, цена и т.д.) и срокам выполнения заказов. Министерства и ведомства рассматривают эти предложения и принимают решения о размещении государственных заказов на тех предприятиях, где условия их выполнения предпочтительны с позиций как народнохозяйственных интересов, так и интересов конкретных потребителей.
Вопросы организации размещения на конкурсной основе государственных заказов на поставку продукции, имеющей межотраслевой характер, решаются постоянными органами Совета Министров СССР, Госагропромом СССР и Госстроем СССР.
В выполнении государственных заказов, в том числе и на конкурсной основе, могут участвовать на добровольных началах кооперативные предприятия.
Формирование государственных заказов начинается с определения их состава, то есть перечня видов продукции (работ, услуг), необходимой для решения важнейших государственных задач, ускорения научно-технического прогресса в отраслях народного хозяйства, структурной перестройки экономики и достижения главных целей социальной политики.
Состав государственных заказов формируется на плановый период Госпланом СССР совместно с Госснабом СССР с учетом результатов рассмотрения предложений министерств, ведомств СССР, Советов Министров союзных республик, межотраслевых государственных объединений и утверждается Госпланом СССР.
На 1990 год состав государственных заказов доводится до министерств, ведомств СССР, Советов Министров союзных республик и межотраслевых государственных объединений до 1 марта 1989 года.
Конкретный объем государственных заказов по продукции (работам, услугам), включенной в их состав, определяется Госпланом СССР, а по продукции, распределяемой Госснабом СССР, - совместно с ним. Эта работа проводится на основе определения потребностей народного хозяйства и населения с учетом предложений министерств, ведомств СССР, Советов Министров союзных республик, ведущих производственных и научно-производственных объединений и межотраслевых научно-технических комплексов, а также исходя из заданий государственных научно-технических программ и Комплексной программы научно-технического прогресса стран - членов СЭВ. Она опирается на систему расчетных балансов производства и распределения материально-технических ресурсов и активное взаимодействие потребителей и производителей продукции.
Государственные заказы на поставку продукции (выполнение работ, услуг) должны обеспечивать:
осуществление социальной переориентации экономики, удовлетворение платежеспособного спроса населения на основные товары и услуги с учетом потребностей его различных возрастных групп;
широкомасштабное внедрение в народное хозяйство важнейших достижений науки и техники, прогрессивные структурные сдвиги в отраслях производственной и социальной сфер;