ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 1988 года N 436
Об организационной структуре Государственного комитета СССР по охране природы
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80
____________________________________________________________________
Совет Министров СССР отмечает, что для успешной реализации намеченных мер по коренной перестройке дела охраны нашего общего достояния - природных богатств страны, их рациональному использованию и приумножению Государственный комитет СССР по охране природы наряду с Советами Министров союзных республик обязан обеспечить эффективное управление всей природоохранной деятельностью, государственный контроль за использованием и охраной природных ресурсов и состоянием окружающей среды.
Комитет и его органы на местах призваны осуществлять единую научно-техническую политику в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, активно влиять на инвестиционные процессы, связанные с проведением природоохранных мероприятий.
В условиях действия Закона СССР о государственном предприятии (объединении) и осуществляемого на его основе перевода отраслей народного хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование Государственный комитет СССР по охране природы должен широко использовать экономические методы управления, оказывая активное воздействие на обеспечение сохранности и воспроизводства природных ресурсов и охраны здоровья населения.
Органы Государственного комитета СССР по охране природы в условиях гласности и развития демократии обязаны опираться на поддержку широких слоев населения, внимательно относиться к предложениям общественных организаций и граждан.
В целях эффективного выполнения возложенных постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 года N 32 на Государственный комитет СССР по охране природы задач Совет Министров СССР
постановляет:
1. Государственному комитету СССР по охране природы и его органам на местах осуществлять необходимые меры по обеспечению высокого научно-технического уровня и эффективности работ при решении природоохранных проблем, строгому соблюдению предприятиями и организациями, а также гражданами на всей территории страны природоохранительного законодательства.
В соответствии с этими требованиями сформировать организационную структуру Государственного комитета СССР по охране природы по функциональному признаку, имея в виду преодолеть на этой основе узковедомственные и местнические подходы к решению экологических проблем.
В целях сосредоточения усилий Государственного комитета СССР по охране природы на обеспечении комплексного подхода к вопросам охраны природы и рационального использования природных ресурсов на основе действенных экономических рычагов и стимулов образовать в качестве ведущего подразделения центрального аппарата Комитета Главное управление экономики и организации природопользования. Считать важнейшими задачами этого управления:
формирование предложений к проектам Концепции, Основных направлений и государственных пятилетних планов экономического и социального развития СССР, участие в подготовке долгосрочных государственных целевых программ по охране природной среды и рациональному использованию природных ресурсов; совершенствование экономического механизма природопользования, определение направлений и регулирование использования резервного фонда охраны природы.
Главному управлению научно-технического прогресса и экологических нормативов в своей деятельности обеспечивать тесное взаимодействие с Государственным комитетом СССР по науке и технике, Академией наук СССР, Государственным комитетом СССР по стандартам, другими министерствами и ведомствами СССР, а также объединениями, предприятиями и организациями отраслей народного хозяйства в целях ускоренного внедрения достижений науки и техники в практику природопользования.
Сосредоточить проведение экспертных работ и выдачу заключений о соответствии требованиям природоохранительного законодательства по схемам развития и размещения производительных сил, отраслей народного хозяйства, территориальным комплексным схемам охраны природы и использования природных ресурсов общесоюзного и межреспубликанского значения, отдельным проектам на строительство (реконструкцию) предприятий и иных объектов, а также по оборудованию и материалам, оказывающим воздействие на состояние окружающей среды, в Главной государственной экологической экспертизе (на правах главного управления), возглавляемой заместителем Председателя Комитета, являющимся одновременно начальником этой экспертизы.
Для усиления контроля за охраной природы и использованием природных ресурсов на всей территории страны организовать Главное контрольно-инспекционное управление. Возложить на это управление функции:
по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель, растительного мира (в том числе лесов), поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, животного мира (в том числе рыбных запасов), морской среды и природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны СССР, общераспространенных полезных ископаемых;
по организации регионального контроля за состоянием природной среды, а также выдаче разрешений на пользование природными ресурсами и захоронение (складирование) отходов;
по руководству заповедным делом, государственному контролю за ведением охотничьего хозяйства, ведению кадастра животного мира и Красной книги СССР;
по контролю за выполнением государственных планов по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов, а также другие контрольные функции.
Установить, что заместитель Председателя Комитета, на которого возложено руководство данным управлением, является одновременно Главным государственным инспектором СССР по охране природы.
С целью обеспечения эффективности сотрудничества по вопросам охраны природы с зарубежными странами и международными организациями образовать Главное управление международного сотрудничества.
2. Советам Министров союзных республик совместно с Государственным комитетом СССР по охране природы обеспечить завершение к 1 июля 1988 года работы по созданию в установленном порядке союзно-республиканских государственных комитетов союзных республик по охране природы и органов этих комитетов в автономных республиках и округах, краях, областях, городах и районах.
Советам Министров союзных республик формировать в пределах установленных в целом по республике ассигнований на содержание аппарата управления республиканских и местных органов указанные государственные комитеты в союзных республиках, а также в установленном порядке их органы на местах с учетом наиболее рационального объединения имеющихся на территории природоохранных служб министерств и ведомств, предусмотренных в пункте 8 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 года N 32 (с передачей соответствующей численности и фонда заработной платы).
Совету Министров РСФСР осуществить формирование центрального аппарата Государственного комитета РСФСР по охране природы за счет численности аппарата союзно-республиканских и республиканских министерств и ведомств РСФСР (без увеличения общей численности работников этого аппарата по г.Москве).
Признать целесообразным для решения крупных экологических проблем межреспубликанского или международного значения образовывать в отдельных случаях региональные органы по охране природы с непосредственным подчинением Государственному комитету СССР по охране природы.