Недействующий

О перестройке финансового механизма и повышении роли Министерства финансов РСФСР в новых условиях хозяйствования (утратило силу с 01.02.2020 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 13.01.2020 N 7)

Перестройка финансово-бюджетного планирования в условиях полного хозрасчета и самофинансирования


2. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 17 июля 1987 года N 819:

признали необходимым обеспечить комплексную перестройку системы финансовых планов, существенно поднять их роль на всех уровнях управления народным хозяйством как одного из важнейших инструментов планового руководства экономикой и реализации долгосрочных, пятилетних и текущих планов экономического и социального развития;

предложили усилить роль перспективного финансового планирования. В составе Концепции и Основных направлений экономического и социального развития СССР на 15-летний период предусматривать важнейшие пути осуществления финансовой политики;

признали необходимым перейти к разработке пятилетних финансовых планов как органической составной части государственных планов экономического и социального развития народного хозяйства, его отраслей, комплексов и регионов;

поручили перестроить финансовое и бюджетное планирование на базе системы стабильных долговременных нормативов, обеспечивающих проведение единой финансовой политики государства, расширение прав предприятий (объединений) и Советов народных депутатов в планировании и использовании финансовых ресурсов. Исходить из того, что экономические нормативы, регулирующие финансовые отношения, должны обеспечивать:

равнонапряженные требования государства к использованию предприятиями производственных, трудовых и природных ресурсов;

создание финансовых условий для формирования структуры производства, его интенсификации, ускорения научно-технического прогресса;

сбалансированность потребностей государства, регионов, вышестоящих органов управления и предприятий (объединений) в финансовых ресурсах для реализации заданий перспективных и текущих планов экономического и социального развития;

взаимосвязь размеров денежных средств, направляемых на производственное и социальное развитие предприятий (объединений) и регионов, с эффективностью хозяйствования и конечными результатами их деятельности;

оптимальное сочетание в распределительных отношениях общегосударственных, коллективных и личных интересов;

стимулирование увеличения денежных накоплений за счет интенсивных факторов их роста;

финансирование расходов по развитию производства, удовлетворению социальных потребностей и материальному поощрению трудовых коллективов за счет заработанных ими средств.

Установили, что изъятие и перераспределение прибыли и других финансовых ресурсов предприятия сверх установленных нормативов, норм и ставок, а также в случаях, не предусмотренных законодательством, запрещается;

признали несовместимым с новым хозяйственным механизмом попытки установления экономических нормативов по исходной базе, дробление по годам и статьям расходов, подмену заданиями по объемам;

предложили завершить в двенадцатой пятилетке разработку научно обоснованных экономических нормативов во всех отраслях народного хозяйства, имея в виду обеспечить составление проектов плана на тринадцатую пятилетку на основе этих нормативов;

установили, что финансовые пятилетние планы с распределением по годам содержат укрупненные показатели хозяйственно-финансовой деятельности на соответствующих уровнях управления и хозяйствования, составляются на основе контрольных цифр, государственных заказов, лимитов и долговременных экономических нормативов и служат для увязки общего объема финансовых ресурсов с их источниками и направлениями расходования.

Для повышения роли финансового планирования в интенсификации общественного производства и обеспечения единства систем финансовых планов на всех уровнях управления установить, что:

предприятия (объединения) самостоятельно разрабатывают и утверждают финансовые планы, в которых определяются плановые пропорции распределения прибыли и доходов, а также объемы расходов, включая платежи бюджету и вышестоящей организации. При этом они руководствуются финансовыми нормами, определенными в установленном порядке. Размеры прибыли и платежей в бюджет сообщаются финансовым органам для контроля;

министерства и ведомства РСФСР и автономных республик, управления (отделы) исполкомов местных Советов народных депутатов на основе финансовых планов предприятий (объединений) составляют финансовые планы отрасли для сбалансирования всех видов финансовых и кредитных ресурсов с показателями экономического и социального развития министерства, ведомства, управления (отдела). В указанных планах определяются размеры централизованных фондов и резервов и направления их использования с учетом общеотраслевых задач;

Госплан РСФСР с участием Министерства финансов РСФСР разрабатывает на основе государственного плана экономического и социального развития РСФСР, финансовых планов министерств и ведомств РСФСР сводный финансовый баланс республики на пятилетку с разбивкой по годам, в котором устанавливаются основные виды доходов и направления их использования.

Установить, что сумма средств, поступающих в распоряжение автономной республики, края, области, городов Москвы и Ленинграда из общегосударственных доходов, определяется по стабильному нормативу, предусмотренному для данной республики, края, области, городов Москвы и Ленинграда.

3. Повысить значение государственного бюджета РСФСР как централизованного фонда денежных ресурсов и его роль в системе финансовых планов народного хозяйства республики, усилить его социальную направленность. Формирование доходов и расходов бюджета производить на основе показателей и долговременных нормативов, предусмотренных в планах экономического и социального развития и финансовых планах. Укрупненные показатели централизованных доходов и расходов республики на пятилетие определяются расчетно.

Установить, что предприятия (объединения), реализуя принцип самофинансирования, в обязательном порядке участвуют на основе стабильных нормативов в формировании доходов государственного бюджета РСФСР для обеспечения своевременного и бесперебойного финансирования общереспубликанских мероприятий, увеличения общественных фондов потребления и удовлетворения других потребностей республики.

Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 17 июля 1987 года N 819 в целях превращения экономических нормативов в основной регулятор взаимоотношений предприятий (объединений) с государственным бюджетом и повышения их роли в формировании централизованных финансовых ресурсов государства признали необходимым:

перестроить с учетом специфики отраслей систему распределения прибыли (дохода) и расчетов с бюджетом на основе повсеместного внедрения нормативных платежей за производственные фонды, трудовые и природные ресурсы, а также применения механизма налогообложения дохода предприятий, остающегося после внесения первоочередных платежей за ресурсы и уплату процентов за кредит;

совершенствовать порядок взимания всех указанных платежей, рассматривая их как важный инструмент воздействия на повышение фондоотдачи, ресурсосбережение, обновление активной части производственного потенциала, эффективное использование общенародной собственности;

при этом исходить из необходимости последовательного внедрения единой нормы платы за производственные фонды для всех предприятий отрасли, а в дальнейшем для всех отраслей. Допускать возможность ее временной отмены или снижения для убыточных и малорентабельных предприятий;

через плату за трудовые ресурсы, дифференцированную по регионам страны в зависимости от напряженности баланса трудовых ресурсов, возмещать расходы государства на подготовку рабочей силы, социально-культурное и коммунально-бытовое обслуживание работников;