ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 1981 года N 281
О состоянии и мерах по улучшению контрольно-ревизионной работы в министерствах, ведомствах и других органах управления РСФСР
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 13 января 2020 года N 7
____________________________________________________________________
Совет Министров РСФСР отмечает, что многие министерства и ведомства РСФСР, Советы Министров автономных республик, крайисполкомы и облисполкомы не приняли необходимых мер по совершенствованию и повышению эффективности ведомственного контроля, недостаточно организуют работу по выполнению указаний Партии и Правительства, а также собственных решений по этому вопросу.
Проводимые министерствами, ведомствами и другими органами управления РСФСР ревизии и проверки все еще малоэффективны и не в полной мере отвечают требованиям дальнейшего укрепления государственной дисциплины, предупреждения бесхозяйственности и обеспечения сохранности социалистической собственности. Ревизии и проверки нередко носят поверхностный, формальный характер и не оказывают должного воздействия на улучшение работы объединенийи, предприятий, организаций и учреждений, они, как правило, никем не координируются, что порождает параллелизм и дублирование в работе. В результате последующими ревизиями и проверками вскрываются факты растрат и хищений, расточительного расходования материальных и финансовых ресурсов, приписок и других искажений в государственной отчетности. В 1980 году Министерство легкой промышленности РСФСР провело 479 ревизии и выявило незаконных денежных выплат в сумме 571 тыс.рублей. За это же время ревизиями, проведенными Министерством финансов РСФСР, на 72 предприятиях этой отрасли установлено незаконных расходов на 830 тыс.рублей.
Ведомственные ревизии финансово-хозяйственной деятельности объединений, предприятий, организаций и учреждений проводятся во многих случаях некомплексно, без участия специалистов, компетентных в вопросах производства, экономики, оплаты труда, ценообразования, использования сырья и материалов, редко привлекаются к участию в ревизиях общественность, трудовые коллективы, посты и группы народного контроля. Установленная периодичность проведения ревизий не соблюдается, в связи с чем на многих предприятиях, в организациях и учреждениях ревизии не проводятся. В 1980 году осталось необревизованным каждое третье предприятие и организация в системе Министерства топливной промышленности РСФСР и Министерства рыбного хозяйства РСФСР, каждое четвертое - Министерства бытового обслуживания населения РСФСР. В системе Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР на 400 предприятиях и в организациях ревизии не проводились более двух лет.
В Министерстве заготовок РСФСР, Министерстве мелиорации и водного хозяйства РСФСР, Министерстве жилищно-гражданского строительства РСФСР, Министерстве легкой промышленности РСФСР и некоторых других министерствах и ведомствах РСФСР в ряде случаев на длительное время затягивалось принятие мер по результатам ревизий, не всегда давалась принципиальная оценка выявленным нарушениям. Виновные лица нередко к ответственности не привлекаются. Ослаблена работа по возмещению причиненного ущерба, в результате задолженность за виновными лицами ежегодно возрастает. Не принимаются необходимые меры по своевременному предупреждению нарушений и злоупотреблений, контроль за принятыми решениями по проведенным ревизиям должным образом не организован. Результаты многих ревизий не предаются гласности.
В большинстве министерств и ведомств РСФСР слабо осуществляется методическое и практическое руководство контрольно-ревизионной работой в отрасли, недостаточно практикуется проведение ревизий и проверок в министерствах и ведомствах автономных республик, управлениях и отделах исполкомов краевых и областных Советов народных депутатов.
В ряде министерств и ведомств РСФСР и автономных республик, управлений и отделов исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов принижена роль контрольно-ревизионных подразделений, не уделяется должного внимания повышению квалификации и подбору кадров ревизоров, их материально-бытовым нуждам, вследствие чего штаты этого аппарата в течение ряда лет полностью не укомплектовываются. В целом по хозяйству подчинения РСФСР штат ведомственных ревизоров укомплектован только на 79%, а в Министерстве топливной промышленности РСФСР, Министерстве местной промышленности РСФСР, Министерстве мелиорации и водного хозяйства РСФСР и Министерстве культуры РСФСР - на 60-67 процентов.
В отдельных министерствах, ведомствах и других органах управления РСФСР, несмотря на то, что имеющаяся численность ревизоров не обеспечивает проведение ревизий в надлежащем порядке и в установленные сроки, штаты контрольно-ревизионных подразделений необоснованно сокращаются.
Министерство финансов РСФСР недостаточно проводит проверок состояния контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах РСФСР.
Учитывая, что усиление контроля является неотъемлемой частью совершенствования управления экономикой, в целях дальнейшего улучшения контрольно-ревизионной работы в министерствах, ведомствах и других органах управления РСФСР и во исполнение постановления Совета Министров СССР от 2 апреля 1981 года N 325 Совет Министров РСФСР постановляет:
1. Обязать министерства и ведомства РСФСР, Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты Советов народных депутатов:
рассмотреть на заседаниях коллегий министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик, исполкомов местных Советов народных депутатов вопрос о состоянии ведомственного контроля, разработать и осуществить конкретные меры по устранению недостатков в этом деле, совершенствованию организации и деятельности контрольно-ревизионного аппарата, повышению эффективности и действенности проводимых ревизий и проверок, а также к усилению координации осуществления этого контроля;
преобразовать (или создать) контрольно-ревизионные службы министерств и ведомств РСФСР и автономных республик, управлений и отделов исполнительных комитетов Советов народных депутатов и других органов управления в самостоятельные структурные подразделения (управления, отделы, группы), подчинив их непосредственно руководителям указанных органов.
Преобразование (или создание) указанных подразделений произвести в пределах численности работников и ассигнований на содержание центрального аппарата соответствующего министерства, ведомства или аппарата другого органа управления.
В необходимых случаях указанные подразделения могут быть централизованы в единую контрольно-ревизионную службу соответствующего министерства, ведомства или другого органа управления, с возложением на нее обязанностей по проведению ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности подведомственных объединений, предприятий, организаций и учреждений.
Установить, что создание централизованных контрольно-ревизионных подразделений производится: в центральном аппарате министерств и ведомств РСФСР - с разрешения Совета Министров РСФСР по их предложениям, согласованным с Министерством финансов РСФСР, в аппарате министерств и ведомств автономных республик, управлений и отделов исполкомов краевых, областных, городских и районных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов - по решениям Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов, согласованным с Министерством финансов РСФСР;
обеспечить качественное проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности объединений, предприятий, организаций и учреждений, опираясь на трудовые коллективы, общественные организации, группы и посты народного контроля, привлекая к этой работе специалистов, хорошо знающих планирование и организацию производства, вопросы организации труда и заработной платы, финансов, бухгалтерского учета и другие вопросы экономики. Своевременно рассматривать материалы ревизий и проверок, принимать необходимые меры по каждому факту злоупотреблений, хищений, бесхозяйственности и других нарушений государственной дисциплины;
улучшить работу по подбору и подготовке кадров для контрольно-ревизионных служб, укрепить их квалифицированными специалистами, обеспечить систематическое повышение квалификации этих работников. В кратчайший срок укомплектовать контрольно-ревизионный аппарат, больше уделять внимания вопросам материального обеспечения и поощрения работников этих подразделений;
ежегодно представлять Министерству финансов РСФСР информацию о состоянии контрольно-ревизионной работы, о наиболее серьезных нарушениях плановой и финансовой дисциплины, выявленных на подведомственных предприятиях и в организациях, и о принятых мерах.
Министерству финансов РСФСР обобщать полученные материалы и представлять в Совет Министров РСФСР доклады по этому вопросу.
2. Министерствам и ведомствам РСФСР:
улучшить методическое и практическое руководство контрольно-ревизионной работой в непосредственно подчиненных объединениях, предприятиях, организациях и учреждениях, а также в министерствах и ведомствах автономных республик, отделах, управлениях и объединениях крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов;
до 1 января 1982 года в установленном порядке привести отраслевые инструкции об организации и порядке проведения ревизий и проверок в соответствие с настоящим постановлением и Положением о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью объединений, предприятий, организаций и учреждений, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 2 апреля 1981 года N 325;
проводить проверки состояния контрольно-ревизионной работы в соответствующих министерствах и ведомствах автономных республик, управлениях и отделах крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов.
3. Поручить министерствам и ведомствам РСФСР внести в Совет Министров РСФСР предложения о введении начальников контрольно-ревизионных управлений (отделов) в состав коллегий (комитетов).