РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации
(с изменениями на 19 декабря 2022 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 19 декабря 2022 года N 519-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.12.2022, N 0001202212190006) (вступил в силу с 1 января 2023 года).
____________________________________________________________________
Принят
Государственной Думой
11 марта 2022 года
Одобрен
Советом Федерации
11 марта 2022 года
Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 2004, N 35, ст.3607; N 45, ст.4377; 2006, N 30, ст.3290; 2007, N 50, ст.6245; 2009, N 29, ст.3616; 2010, N 30, ст.4014; 2011, N 7, ст.901; 2012, N 31, ст.4318; 2013, N 23, ст.2882; 2014, N 30, ст.4254; 2015, N 29, ст.4380; 2016, N 1, ст.82; N 27, ст.4224; 2021, N 24, ст.4226; N 27, ст.5159; 2022, N 1, ст.57) следующие изменения:
1) абзац первый пункта 3 статьи 8 после слов "авиационные работы," дополнить словами "заправку гражданских воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и (или) обработку специальными жидкостями,";
2) дополнить статьей 8_2 следующего содержания:
"Статья 8_2. Сертификационные центры и испытательные лаборатории
1. Проведение обязательной сертификации, предусмотренное пунктом 2 статьи 8 настоящего Кодекса, осуществляется с привлечением сертификационных центров и испытательных лабораторий. Порядок привлечения сертификационных центров и испытательных лабораторий устанавливается федеральными авиационными правилами.
2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, утверждает требования к сертификационным центрам и испытательным лабораториям, порядок аккредитации сертификационных центров и испытательных лабораторий, требования к реестру аккредитованных сертификационных центров и испытательных лабораторий и порядок ведения такого реестра.
3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), осуществляет организацию и проведение обязательной сертификации, проводит аккредитацию сертификационных центров и испытательных лабораторий, утверждает перечень областей аккредитации сертификационных центров и испытательных лабораторий, ведет реестр аккредитованных сертификационных центров и испытательных лабораторий и осуществляет контроль за деятельностью аккредитованных сертификационных центров и испытательных лабораторий.";
3) в пункте 3_2 статьи 33 слова "от 0,25 килограмма" заменить словами "от 0,15 килограмма";
4) в пункте 2_2 статьи 34 слова "от 0,25 килограмма" заменить словами "от 0,15 килограмма";
5) статью 36 изложить в следующей редакции:
"Статья 36. Допуск к эксплуатации гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов
1. К эксплуатации при наличии сертификата летной годности допускаются:
1) пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее;
2) беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов.
2. Сертификат летной годности на гражданское воздушное судно выдается после подтверждения соответствия конструкции экземпляра гражданского воздушного судна утвержденной типовой конструкции гражданского воздушного судна, удостоверенной сертификатом типа, аттестатом о годности к эксплуатации либо иным актом об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданным до 1 января 1967 года, дополнительными сертификатами типа, включая дополнительные сертификаты типа, выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации иностранного государства при изменении типовой конструкции гражданского воздушного судна до 1 января 2022 года, а также на основании акта оценки воздушного судна на соответствие применимым требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, выданного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, выполняющими техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ.
3. Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности, выданный на основании акта оценки воздушного судна на соответствие применимым требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, для осуществления коммерческих воздушных перевозок пассажиров не допускается.
4. Действие требований, установленных пунктами 1, 2 и 3 настоящей статьи, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".
5. Сертификат летной годности выдается уполномоченным органом в области гражданской авиации государства, в котором зарегистрировано воздушное судно, за исключением случаев, предусмотренных статьей 83 bis Конвенции о международной гражданской авиации.
6. Допуск к эксплуатации государственных воздушных судов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
7. Порядок подтверждения соответствия конструкции гражданского воздушного судна утвержденной типовой конструкции гражданского воздушного судна, форма сертификата летной годности и порядок его оформления устанавливаются федеральными авиационными правилами.
8. Процедуры оценки экземпляров гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов на соответствие применимым требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации и выдачи акта оценки гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов на соответствие применимым требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации устанавливаются федеральными авиационными правилами.";
6) пункт 1_1 статьи 53 после слов "правила выдачи" дополнить словами ", приостановления действия и аннулирования".
Пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3833; 2003, N 27, ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2021, N 24, ст.4211) изложить в следующей редакции:
"2. В отношении судов, плавающих под флагом иностранного государства, зарегистрированных в реестре судов иностранного государства, эксплуатируемых на праве собственности либо иных законных основаниях лицом, связанным с иностранным государством, конечными бенефициарами деятельности которого являются лица, каким-либо образом связанные с иностранным государством, в котором имеются ограничения захода в их морские порты в отношении судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, зарегистрированных в одном из реестров судов Российской Федерации, эксплуатируемых на праве собственности либо иных законных основаниях лицом, связанным с Российской Федерацией, конечными бенефициарами деятельности которого являются лица, каким-либо образом связанные с Российской Федерацией, решением Правительства Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения.
Порядок подготовки и принятия решения о введении и (или) об отмене ответных ограничений, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, утверждается Правительством Российской Федерации.".
Главу VI Федерального закона от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 44, ст.5394; 2002, N 5, ст.376) дополнить статьей 38_1 следующего содержания:
"Статья 38_1. Особенности применения отдельных положений настоящего Федерального закона
Положения настоящего Федерального закона в части расторжения и изменения условий договоров финансовой аренды (лизинга) с иностранными юридическими лицами в ситуации применения специальных экономических мер в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, связанных с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, в целях защиты национальных интересов Российской Федерации, обеспечения ее финансовой стабильности применяются с учетом порядка расторжения и изменения условий договоров финансовой аренды (лизинга) с иностранными юридическими лицами, включая изменение порядка расчетов и возврата имущества иностранных юридических лиц по таким договорам и определение группы товаров, по которым применение такого порядка является обязательным.".
Статью 23_1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001; 2011, N 29, ст.4294; 2012, N 18, ст.2128) дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. В отношении судов смешанного (река - море) плавания, плавающих под флагом иностранного государства, зарегистрированных в реестре судов иностранного государства, эксплуатируемых на праве собственности либо иных законных основаниях лицом, связанным с иностранным государством, конечными бенефициарами деятельности которого являются лица, каким-либо образом связанные с иностранным государством, в котором имеются ограничения захода в их морские порты и прохода по их внутренним водным путям в отношении судов смешанного (река - море) плавания, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, зарегистрированных в одном из реестров судов Российской Федерации, эксплуатируемых на праве собственности либо иных законных основаниях лицом, связанным с Российской Федерацией, конечными бенефициарами деятельности которого являются лица, каким-либо образом связанные с Российской Федерацией, решением Правительства Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения.
Порядок подготовки и принятия решения о введении и (или) об отмене ответных ограничений, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, утверждается Правительством Российской Федерации.".
Внести в Федеральный закон от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.169; 2009, N 1, ст.21; 2011, N 30, ст.4596; 2014, N 49, ст.6928; 2019, N 30, ст.4135; 2020, N 50, ст.8074) следующие изменения:
1) в пункте 1 статьи 3:
а) абзац второй после слов "актами Правительства Российской Федерации," дополнить словами "нормативными документами (актами) Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств,";
б) дополнить абзацем следующего содержания:
"Особенности применения на территории Российской Федерации нормативных документов (актов) Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств, регулирующих деятельность в области железнодорожного транспорта, а также нормативных документов международных организаций в области железнодорожного транспорта с учетом требований, установленных правом Евразийского экономического союза, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.";
2) статью 17 дополнить пунктом 1_1 следующего содержания:
"1_1. Предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав и контейнеры подлежат пономерному учету федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта, в соответствии с правилами пономерного учета железнодорожного подвижного состава и контейнеров, устанавливаемыми указанным федеральным органом исполнительной власти.".
Внести в статью 13 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст.837; 2019, N 31, ст.4429) следующие изменения:
1) пункт 1 части 2 изложить в следующей редакции:
"1) объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, расположенных на автомобильных дорогах федерального значения, объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется организациями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" или используемых этим обществом на ином законном основании, судоходных гидротехнических сооружений, которые расположены на внутренних водных путях, при условии, что оснащение указанных объектов и сооружений техническими средствами обеспечения транспортной безопасности осуществляется поэтапно в сроки, установленные Правительством Российской Федерации;";
2) часть 4 изложить в следующей редакции:
"4. Технические средства обеспечения транспортной безопасности, установленные и используемые субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах до определения требований и порядка, предусмотренных частью 8 статьи 12_2 настоящего Федерального закона, подлежат сертификации до 31 декабря 2023 года.".
Внести в Федеральный закон от 14 марта 2009 года N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 11, ст.1260; 2011, N 27, ст.3880) следующие изменения:
1) в статье 12 слова "месячный срок" заменить словами "десятидневный срок";
2) часть 2 статьи 13 изложить в следующей редакции:
"2. Заявление и прилагаемые к нему документы представляются в орган государственной регистрации прав на воздушные суда:
1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган государственной регистрации прав на воздушные суда или посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;
2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом государственной регистрации прав на воздушные суда.".
Внести в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст.4346; 2018, N 1, ст.64; 2020, N 24, ст.3740; 2021, N 50, ст.8408) следующие изменения:
1) статью 4 дополнить частью 10_1 следующего содержания:
"10_1. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, которым выданы карты маршрута регулярных перевозок, обязаны приступить к осуществлению перевозок по данному маршруту не позднее чем через девяносто дней со дня его включения в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок.";
2) часть 1 статьи 8 дополнить словами ", или в случае предусмотренного частью 7 статьи 39 настоящего Федерального закона отказа юридического лица, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества от осуществления перевозок по данному маршруту";
3) статью 14 дополнить частями 9-12 следующего содержания:
"9. Особенности определения объема работ, предусмотренных государственным или муниципальным контрактом (этапом исполнения контракта), за невыполнение которого подрядчик выплачивает заказчику штраф, и определения размера такого штрафа устанавливаются Правительством Российской Федерации.
10. Штраф, предусмотренный частью 9 настоящей статьи, начисляется в случае, если контроль за соблюдением расписания осуществляется с использованием информационной системы навигации.
11. Подрядчик выплачивает заказчику иные штрафы помимо штрафа, предусмотренного частью 9 настоящей статьи, в случаях, установленных государственным или муниципальным контрактом, заключенным в соответствии с типовыми условиями контрактов, установленными Правительством Российской Федерации, в размере одной тысячи рублей.