В основу технологии низкотемпературной утилизации изделий из резины заложено явление перехода резины при низкотемпературном охлаждении в "псевдохрупкое" состояние. Дробление при низких температурах улучшает отделение металла и текстиля от резины, повышает выход резины [50].
Технологическая схема низкотемпературного метода утилизации отходов шин, покрышек представлена на рисунке 5.5.
Рисунок 5.5 - Технологическая схема низкотемпературной утилизации отходов шин, покрышек [49]
Основные этапы утилизации отходов шин, покрышек включают:
- подготовительный этап - удаление бортовых колец, нарезка изделий из резины на фрагменты;
- измельчение - измельчение резиновых фрагментов до кусков резины определенного размера может осуществляться на роторных дробилках;
- охлаждение отхода до температур 60-90°С, когда резина переходит в псевдохрупкое состояние с использованием жидкого азота (рисунок 5.5) или воздушной турбоохладительной машины;
- измельчение - измельчение охлажденной резины с отделением металлокорда и текстиля и получением резиновой крошки.
На рисунке 5.6 приведена схема автоматической линии по низкотемпературной утилизации отходов шин и покрышек, исключающей применение жидкого азота.
Рисунок 5.6 - Схема автоматической линии низкотемпературной утилизации отходов шин, покрышек, исключающей применение жидкого азота [49]