Недействующий

Об утверждении порядка аккредитации, привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к аккредитационной экспертизе, а также ведения реестра экспертов и экспертных организаций (утратил силу с 01.09.2024 на основании приказа Рособрнадзора от 31.07.2023 № 1470)

Приложение
к Порядку аккредитации, привлечения,
отбора экспертов и экспертных
организаций, привлекаемых
к аккредитационной экспертизе,
а также ведения реестра экспертов
и экспертных организаций,
утвержденному приказом
Федеральной службы по надзору
в сфере образования и науки
от 18 января 2022 года N 35

     

Квалификационные требования к экспертам и экспертным организациям, привлекаемым для проведения аккредитационной экспертизы



1. Эксперт, привлекаемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования или органами исполнительной власти, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, для проведения аккредитационной экспертизы (далее - эксперт) должен соответствовать следующим квалификационным требованиям:

а) при аккредитации эксперта для проведения аккредитационной экспертизы образовательных программ, отнесенных:

к уровням общего образования: наличие высшего педагогического образования, полученного в соответствии с требованиями, установленными законодательством Союза ССР, либо наличие высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) по специальностям и направлениям подготовки, входящим в укрупненную группу специальностей и направлений подготовки высшего образования "Образование и педагогические науки", либо наличие высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) и дополнительного профессионального образования на базе высшего образования, профессиональной переподготовки по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ;

к уровню среднего профессионального образования: наличие высшего педагогического образования, полученного в соответствии с требованиями, установленными законодательством Союза ССР, и профессиональной переподготовки по программам, направленность (профиль) которой соответствует профессиям и специальностям, относящимся к укрупненным группам профессий и специальностей среднего профессионального образования, в отношении которых привлекается эксперт для проведения аккредитационной экспертизы, либо наличие среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, входящим в укрупненные группы профессий и специальностей среднего профессионального образования, в отношении которых привлекается эксперт для проведения аккредитационной экспертизы, либо наличие высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) по программам, направленность (профиль) которой соответствует профессиям и специальностям, относящимся к укрупненным группам профессий и специальностей среднего профессионального образования, в отношении которых привлекается эксперт для проведения аккредитационной экспертизы;

к уровням высшего образования - бакалавриат, специалитет, магистратура: наличие высшего педагогического образования, полученного в соответствии с требованиями, установленными законодательством Союза ССР, и профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует специальностям и направлениям подготовки, относящимся к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки высшего образования, в отношении которых привлекается эксперт для проведения аккредитационной экспертизы или ученая степень и (или) ученое звание (в том числе ученая степень и (или) ученое звание, полученные в иностранном государстве и признанные в Российской Федерации), присвоенные по научной специальности, соответствующей специальностям и направлениям подготовки высшего образования, относящихся к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки высшего образования, в отношении которых привлекается эксперт для проведения аккредитационной экспертизы, либо наличие высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации) по специальностям и направлениям подготовки, входящим в укрупненные группы специальностей и направлений подготовки высшего образования, в отношении которых привлекается эксперт для проведения аккредитационной экспертизы, либо наличие высшего образования (специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации) и ученая степень и (или) ученое звание (в том числе ученая степень и (или) ученое звание, полученные в иностранном государстве и признанные в Российской Федерации), присвоенные по научной специальности, соответствующей специальностям и направлениям подготовки высшего образования, относящихся к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки высшего образования, в отношении которых привлекается эксперт для проведения аккредитационной экспертизы, либо наличие высшего образования (специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации) и дополнительного профессионального образования на базе высшего образования - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует специальностям и направлениям подготовки, относящимся к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки высшего образования, в отношении которых привлекается эксперт для проведения аккредитационной экспертизы;

к уровню высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки: наличие высшего педагогического образования, полученного в соответствии с требованиями, установленными законодательством Союза ССР, и ученая степень и (или) ученое звание (в том числе ученая степень и (или) ученое звание, полученные в иностранном государстве и признанные в Российской Федерации), присвоенные по научной специальности, соответствующей специальностям и направлению подготовки высшего образования, относящихся к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки высшего образования, в отношении которых привлекается эксперт для проведения аккредитационной экспертизы, либо наличие высшего образования (специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки) и ученая степень и (или) ученое звание (в том числе ученая степень и (или) ученое звание, полученные в иностранном государстве и признанные в Российской Федерации), присвоенные по научной специальности, соответствующей специальностям и направлению подготовки высшего образования, относящихся к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки высшего образования, в отношении которых привлекается эксперт для проведения аккредитационной экспертизы;

б) наличие стажа (опыта) работы не менее 5 лет в сфере образования на должностях педагогических, научно-педагогических работников, руководителей и (или) заместителей руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) должностях руководителей и (или) заместителей руководителей структурных подразделений организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) должностях сотрудников (федеральных государственных гражданских служащих, работников) структурных подразделений федеральных государственных органов, обеспечивающих и осуществляющих в пределах своей компетенции функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области организации подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

2. Эксперт должен знать:

законодательство Российской Федерации в сфере образования, включая федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты;

специфику разработки и реализации основных образовательных программ по заявленным уровням образования, укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, в отношении которых привлекается эксперт для проведения аккредитационной экспертизы;

правилами работы с персональными данными, установленными Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", а также со сведениями, составляющими государственную тайну (при наличии допуска к указанным сведениям);

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст.3451; 2021, N 27, ст.5159.


способы и особенности применения индивидуальных учебных планов, сетевой формы реализации образовательных программ, а также реализации образовательных программ или их частей с применением форм организации образовательной деятельности вне образовательной организации (семейное образование и самообразование), электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе организации учебных занятий в виде онлайн-курсов.

3. Эксперт должен обладать навыками:

поиска, сбора, анализа и систематизации информации, необходимой для проведения аккредитационной экспертизы;

работы с компьютерной и другой оргтехникой;

деловой этики и делового письма (переписки).

4. Эксперт должен уметь:

проводить анализ документов и материалов, необходимых для проведения аккредитационной экспертизы, в том числе документов и материалов, размещенных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиалом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

устанавливать на основании анализа информации, документов и материалов соответствие (несоответствие) качества образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам аккредитационным показателям;

формулировать и обосновывать выводы о соответствии (несоответствии) качества образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам аккредитационным показателям;

составлять и оформлять отчет об аккредитационной экспертизе и заключение экспертной группы в соответствии с требованиями, установленными нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

5. Эксперт должен обладать опытом:

разработки и (или) реализации основных образовательных программ по соответствующим уровням образования, профессиям, специальностям и направлениям подготовки, укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, областям образования, областям или видам профессиональной деятельности, в отношении которых привлекается эксперт для проведения аккредитационной экспертизы;

разработки и (или) применения педагогически обоснованных форм, методов обучения и воспитания обучающихся, в том числе с учетом особенностей психофизического развития обучающихся и состояния их здоровья, соблюдения специальных условий, необходимых для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;