Компетентностная модель образовательных программ включает в себя блоки универсальных и общепрофессиональных компетенций, установленных ФГОС, а также профессиональные компетенции, установленные образовательной организаций.
При проектировании содержания и результатов освоения образовательных программ рекомендуется применять следующие индикаторы универсальных компетенций:
Категория универсальных компетенций | Код и наименование универсальной компетенции | Код и наименование индикатора достижения универсальной компетенции |
Системное и критическое мышление | УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный | УК-1.1. Демонстрирует знание особенностей системного и критического мышления, аргументированно формирует собственное суждение и оценку информации, принимает обоснованное решение. |
подход для решения постав ленных задач | УК-1.2. Применяет логические формы и процедуры, способен к рефлексии по поводу собственной и чужой мыслительной деятельности. | |
УК-1.3. Анализирует источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений. | ||
Разработка и реализация проектов | УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные | УК-2.1. Определяет совокупность взаимосвязанных задач и ресурсное обеспечение, условия достижения поставленной цели, исходя из действующих правовых норм. |
способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся | УК-2.2. Оценивает вероятные риски и ограничения, определяет ожидаемые результаты решения поставленных задач. | |
ресурсов и ограничений | УК-2.3. Использует инструменты и техники цифрового моделирования для реализации образовательных процессов. | |
Командная работа и лидерство | УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и | УК-3.1. Демонстрирует способность работать в команде, проявляет лидерские качества и умения. |
реализовывать свою роль в команде | УК-3.2. Демонстрирует способность эффективного речевого и социального взаимодействия, в том числе с различными организациями. | |
Коммуникация | УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и | УК-4.1. Владеет системой норм русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ и нормами иностранного(ых) языка(ов), использует различные формы, виды устной и письменной коммуникации. |
иностранном(ых) языке(ах) | УК-4.2. Использует языковые средства для достижения профессиональных целей на русском и иностранном(ых) языке(ах) в рамках межличностного и межкультурного общения. | |
УК-4.3. Осуществляет коммуникацию в цифровой среде для достижения профессиональных целей и эффективного взаимодействия. | ||
Межкультурное взаимодействие | УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском | УК-5.1. Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений. |
контекстах | УК-5.2. Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Отечества. | |
УК-5.3. Конструктивно взаимодействует с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и социальной интеграции | ||
Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение) | УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию | УК-6.1. Оценивает личностные ресурсы по достижению целей саморазвития и управления своим временем на основе принципов образования в течение всей жизни. |
саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни | УК-6.2. Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при реализации траектории саморазвития. | |
УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической | УК-7.1. Определяет личный уровень сформированности показателей физического развития и физической подготовленности. | |
подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности | УК-7.2. Владеет технологиями здорового образа жизни и здоровьесбережения, отбирает комплекс физических упражнений с учетом их воздействия на функциональные и двигательные возможности, адаптационные ресурсы организма и на укрепление здоровья. | |
Безопасность жизнедеятельности* | УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной | УК-8.1. Оценивает факторы риска, умеет обеспечивать личную безопасность и безопасность окружающих в повседневной жизни и в профессиональной деятельности. |
деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов | УК-8.2. Знает и может применять методы защиты в чрезвычайных ситуациях и в условиях военных конфликтов, формирует культуру безопасного и ответственного поведения. | |
Экономическая культура, в том числе финансовая грамотность | УК-9. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях | УК-9.1. Понимает базовые принципы экономического развития и функционирования экономики, цели и формы участия государства в экономике. |
жизнедеятельности | УК-9.2. Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски. | |
Гражданская позиция | УК-10. Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению | УК-10.1. Понимает социально-экономические причины коррупции, принципы, цели и формы борьбы с проявлениями коррупционного поведения. |
УК-10.2. Идентифицирует и оценивает коррупционные риски, демонстрирует способность противодействовать коррупционному поведению. |
При проектировании содержания и результатов освоения образовательных программ рекомендуются следующие индикаторы достижения общепрофессиональных компетенций:
Категория общепрофессио- | Код и наименование общепрофессио- | Код и наименование индикатора достижения общепрофессиональной компетенции |
Правовые и этические основы профессиональной деятельности | ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики | ОПК-1.1. Понимает и объясняет сущность приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, профессионального обучения, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства. |
ОПК-1.2. Применяет в своей деятельности основные нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики, обеспечивает конфиденциальность сведений о субъектах образовательных отношений, полученных в процессе профессиональной деятельности. | ||
Разработка основных и дополнительных образовательных | ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных | ОПК-2.1. Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования. |
программ | образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том | ОПК-2.2. Проектирует индивидуальные образовательные маршруты освоения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся. |
числе с использованием информационно коммуникационных технологий) | ОПК-2.3. Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно- | |
Совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся | ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную | ОПК-3.1. Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. |
деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными | ОПК-3.2. Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся. | |
потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов | ОПК-3.4. Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления. | |
Построение воспитывающей образовательной среды | ОПК-4. Способен осуществлять духовно- | ОПК-4.1. Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности. |
обучающихся на основе базовых национальных ценностей | ОПК-4.2. Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей. | |
Контроль и оценка формирования результатов образования | ОПК-5. Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов | ОПК-5.1. Осуществляет выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся. |
образования обучающихся, выявлять и | ОПК-5.2. Осуществляет контроль и оценку образовательных результатов на основе принципов объективности и достоверности. | |
корректировать трудности в обучении | ОПК-5.3. Выявляет и корректирует трудности в обучении, разрабатывает предложения по совершенствованию образовательного процесса. | |
Психолого- | ОПК-6. Способен использовать психолого- | ОПК-6.1. Осуществляет отбор психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и применяет их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся. |
деятельности | технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями | ОПК-6.2. Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить индивидуализацию обучения, развития, воспитания, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся. |
Взаимодействие с участниками образовательных отношений | ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках | ОПК-7.1. Взаимодействует с родителями (законными представителями) обучающихся с учетом требований нормативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуации обучения, воспитания, развития обучающегося. |
реализации образовательных | ОПК-7.2. Взаимодействует со специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. | |
программ | ОПК-7.3. Взаимодействует с представителями организаций образования, социальной и духовной сферы, СМИ, бизнес-сообществ и др. | |
Научные основы педагогической деятельности | ОПК-8. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе | ОПК-8.1. Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области. |
специальных научных знаний | ОПК-8.2. Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса. | |
Информационно- | ОПК-9. Способен понимать принципы работы современных информационных | ОПК-9.1. Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности. |
деятельности | технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности | ОПК-9.2. Демонстрирует способность использовать цифровые ресурсы для решения задач профессиональной деятельности. |
При проектировании содержания и результатов освоения образовательных программ в зависимости от выбора задач профессиональной деятельности рекомендуется применять следующие профессиональные компетенции и индикаторы их достижения. Данные профессиональные компетенции в рамках подготовки педагога являются сквозными вне зависимости от направленности (профиля) образовательной программы.
Профессиональные компетенции сформулированы на основе профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (далее - ПС 01.001).
ОТФ | ТФ | Код и наименование профессиональной компетенции | Код и наименование индикатора достижения профессиональной компетенции |
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический | |||
Рекомендуемые профессиональные компетенции для следующих типов задач профессиональной деятельности: культурно-просветительского, сопровождения, методического, организационно-управленческого - представлены в приложении 3*. | |||
ОТФ А | ТФ А/01.6 | ПК-1. | ПК-1.1. Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета). |
ОТФ А | ТФ А/02.6 | ПК-2. Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность | ПК-2.1. Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета. |
ОТФ А | ТФ А/03.6 | ПК-3. Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов | ПК-3.1. Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.). |