Действующий

Об утверждении методических рекомендаций по оптимизации систем транспортного обслуживания городских агломераций, а также внедрению цифровых технологий оплаты проезда и мониторинга транспортного обслуживания населения

Таблица 7. Рекомендуемые целевые параметры внедрения ИТС

Городские агломерации

Безопасность и надежность

Скорость и пунктуальность

Комфорт и удобство

Экологич-
ность

Доступность и инклюзивность

Функциониро-
вание Единого центра*

Доля транспортных средств, оборудован-
ных средствами безналичной оплаты

Индекс качества информационного обслуживания пассажиров**

Все

1

-

100%

-

<7%

_________________

* Единый центр оценивается по наличию 4 функций:

1) осуществление электронной диспетчеризации, ведется контроль соблюдения расписаний;

2) функционирование автоматической (цифровой) системы мониторинга пассажиропотоков, определяющая пассажиропоток в ежедневном режиме не менее чем на 75% маршрутов в крупнейшем городе агломерации с точностью выше 95%;

3) осуществление интеллектуального управления дорожным движением в части пассажирского транспорта (например, более чем на одном перекрестке организован приоритетный проезд пассажирского транспорта);

4) осуществление обмена информацией между Центром и транспортными средствами и (или) остановочными пунктами (например, передача ожидаемого времени прибытия транспортного средства на остановку).

** Доля транспортных средств и остановочных пунктов, соответствующих требованиям Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1586.



Главной целью создания ИТС является удовлетворение возрастающего спроса на пассажирские и грузовые перевозки, достижение транспортного баланса между пропускной способностью УДС и ее реальной загрузкой, обеспечение безопасности перевозок и снижение объемов вредных выбросов.

Внедрение и использование ИТС в рамках настоящих Методических рекомендаций рассматривается в первую очередь с точки зрения применения современных цифровых технологий для повышения эффективности работы пассажирского транспорта.

По состоянию на 2021 год большинство городских агломераций характеризовались недостаточным уровнем информационного обеспечения развития пассажирского транспорта. Для оптимизации маршрутных сетей и мониторинга качества транспортного обслуживания рекомендуется сформировать протоколы сбора, обработки и обмена данными в сфере пассажирского транспорта, позволяющие в стандартизированном режиме хранить и передавать информацию о параметрах маршрутов пассажирского транспорта, отдельных транспортных средств, пассажиропотоках.

С применением данных протоколов рекомендуется обеспечивать:

1) автоматический сбор, стандартизированное хранение и возможности обработки данных о расписаниях пассажирского транспорта и фактических навигационных данных о движении транспортных средств, распространение цифровых систем диспетчеризации;

2) ведение документации по маршрутной сети в электронном формате с исключением ручного ввода при формировании реестров, расписаний и других документов;

3) создание баз данных остановочных пунктов, элементов УДС и автомобильных дорог общего пользования, перевозчиков, транспортных средств в едином стандарте;

4) автоматический сбор и интеграцию из различных источников данных о пассажиропотоках в разрезе транспортных средств, маршрутов, остановочных пунктов;

5) переход на электронную отчетность и автоматизированный контроль, выявление нарушений в работе перевозчиков посредством объективного контроля.

Рекомендуется исходить из того, что повышение доступности и качества услуг пассажирского транспорта для населения с применением ИТС направлено на обеспечение привлекательности пассажирского транспорта для населения по сравнению с личным автомобилем, снижение времени транспортной доступности точек города на пассажирском транспорте, повышение его скорости, устойчивости и ритмичности работы, согласованности маршрутов и расписаний, в том числе на различных видах транспорта, полное информирование населения о возможностях использования пассажирского транспорта и его работе в реальном времени.

Организация приоритетного пропуска транспортных средств на маршрутах через светофорные объекты и создание "зеленой волны" может быть осуществлена в рамках ИТС как с использованием изолированных светофорных объектов простейших систем, так и в сложных адаптивных сетевых системах светофорного регулирования. Предоставление указанного приоритета является важной формой повышения привлекательности пассажирского транспорта.

При проведении мероприятий по оптимизации систем транспортного обслуживания городских агломераций рекомендуется оснащение транспортных средств техническими средствами контроля оплаты проезда и учета пассажиропотока.

Данные о количестве вошедших пассажиров в салон целесообразно формировать посредством специальных датчиков или видеокамер и сопоставлять с количеством проведенных транзакций посредством валидатора (иным автоматизированным способом) и данными о наличной оплате проезда. В случае наблюдения значительной разницы между значениями может приниматься решение о необходимости выхода на линию контролеров оплаты проезда для повышения уровня платежной дисциплины среди пассажиров.

При оптимизации систем транспортного обслуживания городских агломераций рекомендуется рассмотрение вопроса о внедрении интероперабельной системы оплаты проезда на пассажирском транспорте (далее - ИСОП).

Система оплаты проезда считается интероперабельной, когда она позволяет пассажиру использовать носимое электронное средство, например, контактную (бесконтактную) смарт-карту, совместимое с оборудованием в различных видах транспорта и, возможно, с мобильными приложениями.

Потенциальные выгоды для пассажира включают сокращение количества действий, необходимых для оплаты проезда, использование специальных и комбинированных тарифов, одного средства оплаты во многих приложениях, а также участие в программах лояльности.

Описание, структура и требования к ИСОП приведены в предварительном национальном стандарте ПНСТ 341-2018 "Интеллектуальные транспортные системы. Автомобильные транспортные средства. Общественный транспорт. Интероперабельные системы оплаты проезда".

При оптимизации систем транспортного обслуживания городских агломераций в качестве ключевого мероприятия рекомендуется рассматривать создание и функционирование Единого центра.

Работа Единого центра на основе использования современных цифровых решений в системе транспортного обслуживания населения может обеспечить решение следующих задач:

1) контроль качества транспортного обслуживания в городской агломерации;

2) автоматизация планирования маршрутов и расписания движения транспортных средств;

3) прогноз прибытия транспортных средств на остановочные пункты;

4) анализ движения транспортных средств, объемов и интенсивности пассажиропотока;

5) контроль соблюдения расписания;

6) повышение доступности и качества информации о транспортном обслуживании;