Действующий

Об утверждении методических рекомендаций по оптимизации систем транспортного обслуживания городских агломераций, а также внедрению цифровых технологий оплаты проезда и мониторинга транспортного обслуживания населения

IV. Оптимизация маршрутных сетей


В настоящее время пассажирские перевозки во многих городских агломерациях осуществляются по маршрутным сетям, сложившимся за длительный период времени и зачастую не соответствующим современным реалиям спроса и технологического развития. В процессе развития городской агломерации ее маршрутная сеть нуждается в периодическом пересмотре, вызванном появлением новых зон жилой, коммерческой и иной застройки, изменением мест приложения труда, модернизацией улично-дорожной сети (далее - УДС) города.

Рекомендуется, чтобы изменения маршрутной сети базировались на:

1) анализе пассажиропотоков и потребностей населения в перевозках;

2) результатах транспортного моделирования;

3) экономическом обосновании вида и класса транспортных средств, проработке расписаний и режимов движения на каждом маршруте.

Выбор маршрутов пассажирского транспорта и последующее формирование маршрутной сети являются важными этапами разработки эффективной системы транспортного обслуживания городской агломерации.

От того, насколько рационально разработана маршрутная сеть и как эффективно она интегрирована в УДС города, зависят затраты времени населения на передвижения и эффективность использования подвижного состава.

Рекомендуется формировать маршрутную сеть с учетом следующих условий:

1) обеспечение минимального времени поездки пассажиров, включая время подхода к остановочному пункту и ожидания транспортного средства;

2) соответствие маршрутной сети основным направлениям и характеристикам пассажиропотоков;

3) скоординированное развитие маршрутной сети внутри городской агломерации с узлами внешних коммуникаций и между различными видами пассажирского транспорта, а также другими видами транспорта, в том числе внеуличного транспорта и железнодорожного транспорта;

4) соответствие маршрутной сети имеющимся финансовым ресурсам и возможностям ее развития;

5) поддержка стабильности трасс прохождения маршрутов и расписаний.

Современные методы проектирования маршрутной сети рекомендуется ориентировать на конечного потребителя транспортных услуг. Это обеспечивает привлекательность пассажирского транспорта и удобство его использования населением. При проектировании маршрутной сети, ориентированной на потребителя, можно выделить 3 основных аспекта, которые рекомендуется увязать между собой:

1) интересы потребителя: минимальное время поездки и число пересадок, высокая частота движения транспортных средств и доступность остановочных пунктов, надежность и безопасность обслуживания, комфортабельность, экологичность, приемлемые и гибкие тарифы, охват маршрутной сетью всей территории городской агломерации;

2) социально-экономическая целесообразность: объем затрат на развитие и функционирование системы транспортного обслуживания населения с учетом финансовых ограничений, снижение заторов на автомобильных дорогах и негативного воздействия на окружающую среду, повышение доступности рабочих мест и формирование комфортных условий для жизни;

3) выбор технологических решений: возможности производителей подвижного состава, инфраструктурные ограничения, перспективы технологического развития.

Маршрутную сеть рекомендуется оптимизировать с соблюдением баланса между размером тарифов для населения и возможностями бюджетного финансирования. Ключевой задачей изменения маршрутных сетей является достижение целевых параметров качества транспортного обслуживания населения с наименьшими совокупными прямыми затратами (на жизненный цикл) с учетом долговой нагрузки на перевозчиков и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.