Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ПРИКАЗ

от 27 декабря 2021 года N 225

Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, на 2022 год



Во исполнение части 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами"

приказываю:

1. Утвердить Программу профилактики нарушений обязательных требований в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, на 2022 год.

2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Роспатента А.В.Солоновича.

Руководитель
Г.П.Ивлиев



Приложение

УТВЕРЖДЕНА
Приказом Роспатента
от 27 декабря 2021 года N 225



Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по интеллектуальной собственности при проведении мероприятий по контролю в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, на 2022 год



I. Общие положения


Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по интеллектуальной собственности при проведении мероприятий по контролю в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, на 2022 год (далее - Программа) разработана в соответствии с частью 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294), постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами" (далее - Требования) в целях предупреждения нарушений обязательных требований государственными органами, органами управления государственных внебюджетных фондов, федеральными казенными учреждениями, иными получателями средств федерального бюджета, федеральными бюджетными и автономными учреждениями, а также Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", размещающими заказы на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского, военного, специального и двойного назначения на основании государственных контрактов и договоров, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет субсидий, и организациями-исполнителями государственных контрактов и договоров, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет субсидий, на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - подконтрольные субъекты) при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Роспатента (далее - обязательные требования), устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушению таких обязательных требований.

II. Виды государственного контроля (надзора), осуществляемые Роспатентом. Виды подконтрольных субъектов


Указом Президента Российской Федерации от 24.05.2011 N 673 "О Федеральной службе по интеллектуальной собственности" на Роспатент возложены следующие функции:

осуществление контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций-исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (идентификатор функции: 10000021602);

контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроль и надзор в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций-исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (идентификатор функции: 314183511).

При осуществлении Роспатентом вышеуказанных видов государственного контроля (надзора) проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований (далее - профилактические мероприятия), предусмотрено в отношении следующих подконтрольных субъектов:

государственные заказчики, размещающие заказы на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКТР): на основании государственных контрактов и договоров, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет субсидий (далее - государственные заказчики);

организации-исполнители государственных контрактов и договоров, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет субсидий, на выполнение НИОКТР (далее - организации-исполнители);

организации-исполнители государственных контрактов, участвующие в исполнении внешнеторговых контрактов на поставку продукции военного назначения, а также продукции, которая контролируется в соответствии с законодательством Российской Федерации об экспортном контроле.

Предметом государственного контроля в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, являются соблюдение исполнителями требований, предусмотренных федеральными законами и в случае, если обеспечение выполнения исполнителями требований предусмотрено условиями государственных контрактов и договоров, актами Правительства Российской Федерации, в части:

распределения и закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности;

проведения патентных исследований;

обеспечения правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности;

распоряжения правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности;

использования результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации;

обеспечения защиты прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности.

Предметом государственного контроля в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, являются соблюдение организациями-исполнителями обязательных требований, касающихся выполнения условий государственных контрактов и договоров, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет субсидий, в части:

распределения и закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также выявления охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности;

проведения патентных исследований;

обеспечения правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности;

представления сведений для обеспечения государственного учета результатов интеллектуальной деятельности;

использования результатов интеллектуальной деятельности;

учета прав на результаты интеллектуальной деятельности в качестве нематериальных активов;

соблюдения условий лицензионных договоров о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации;

выполнения положений контрактов (договоров) на поставку (разработку) продукции военного назначения в части обеспечения интересов Российской Федерации при использовании результатов интеллектуальной деятельности в ходе военно-технического сотрудничества;

выявления результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации, используемых при производстве продукции, экспорт которой контролируется в соответствии с законодательством Российской Федерации об экспортном контроле;

обеспечения правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, содержащихся в экспортной продукции, и (или) условий их использования;

представления в Федеральную службу по интеллектуальной собственности сведений для обеспечения государственного учета результатов интеллектуальной деятельности, права на которые передаются иностранным заказчикам и используются для целей, не связанных с государственными нуждами, в том числе сведений о единых технологиях военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации и передаются в установленном порядке для использования на территории иностранных государств.

Государственные заказчики: Министерство обороны Российской Федерации; Министерство внутренних дел Российской Федерации; Министерство промышленности и торговли Российской Федерации; Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Федеральная служба безопасности Российской Федерации; Служба внешней разведки Российской Федерации; Федеральная служба охраны Российской Федерации; Федеральная служба по техническому и экспортному контролю; Федеральная служба исполнения наказаний; Федеральная служба войск национальной гвардии; Федеральная таможенная служба; Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос"; Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом".

Число организаций-исполнителей, выполнявших научные исследования и разработки: 3944 (по данным Федеральной службы государственной статистики за 2020).

III. Данные о проведенных мероприятиях по контролю и их результатах


В 2021 году Роспатентом проведено 64 проверки в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов и договоров, предусматривающих проведение НИОКТР, в том числе:

42 плановых выездных проверки в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц на 2021 год;

7 внеплановых выездных проверок в сфере военного, специального и двойного назначения на основании требований Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

15 внеплановых документарных проверок в связи с истечением срока исполнения ранее выданных предписаний Роспатента об устранении выявленных нарушений.

По итогам плановых выездных проверок государственных заказчиков:

составлено актов проверок в сфере гражданского назначения - 2;

составлено актов проверок в сфере военного, специального и двойного назначения - 2;

выдано предписаний об устранении выявленных нарушений в сфере гражданского назначения - 1;

выдано предписаний об устранении выявленных нарушений в сфере военного, специального и двойного назначения - 1.

По итогам плановых выездных проверок организаций-исполнителей НИОКТР:

составлено актов проверок:

в сфере гражданского назначения - 40;

в сфере военного, специального и двойного назначения - 40;

выдано предписаний об устранении выявленных нарушений:

- в сфере гражданского назначения - 19;

- в сфере военного, специального и двойного назначения - 25.

По итогам 1 внеплановой выездной проверки государственного заказчика:

составлено актов проверок в сфере военного, специального и двойного назначения - 1.

По итогам 6 внеплановых выездных проверок организаций-исполнителей НИОКТР в сфере военного, специального и двойного назначения:

составлено актов проверок - 6;

выдано предписаний об устранении выявленных нарушений - 5.

В 2021 году по фактам невыполнения 14 организациями-исполнителями НИОКТР и 1 государственным заказчиком предписаний Роспатента об устранении выявленных нарушений и непредставления документов об их выполнении в установленный срок составлено 13 протоколов об административных правонарушениях, из них 12 - по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), 1 - по статье 19.7 КоАП РФ.

По результатам трех внеплановых документарных проверок протоколы об административных правонарушениях в отношении подконтрольных субъектов не составлялись.

При проведении плановых выездных проверок отбор государственных контрактов и договоров на выполнение НИОКТР гражданского, военного, специального и двойного назначения, выполняемых организациями-исполнителями, преимущественно осуществлялся по критерию ожидаемой результативности НИОКТР в части создания охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности (получения интеллектуальной собственности) и вовлечения прав на них в экономический и гражданско-правовой оборот.

В результате проверок организаций-исполнителей выявлены нарушения обязательных требований, касающиеся:

уведомления исполнителем государственного заказчика о создании охраноспособных РИД;

закрепления прав на созданные результаты интеллектуальной деятельности (далее - РИД). Закрепление прав на результаты интеллектуальной деятельности осуществлено с нарушением норм законодательства Российской Федерации и условий государственных контрактов;

направления государственному заказчику сведений для осуществления государственного учета РИД;

порядка установления режима коммерческой тайны в отношении созданных РИД, охраняемых в качестве секретов производства (ноу-хау);

согласования с государственным заказчиком использования предшествующей интеллектуальной собственности, принадлежащей исполнителю или третьим лицам;

выплаты поощрительного вознаграждения за создание охраноспособного РИД;

заключения государственными заказчиками с организациями-исполнителями лицензионных договоров на право использования РИД, права на которые принадлежат Российской Федерации, при выполнении контрактных обязательств в рамках военно-технического сотрудничества, а также внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемой продукции;

проведения патентных исследований (не проведены патентные исследования, отчеты о патентных исследованиях не соответствуют ГОСТ Р 15.011-96);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»