Приложение
к постановлению МПА СНГ
от 17 мая 2012 года N 37-5



Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств



Модельный Закон
О рационализаторской деятельности


Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с разработкой, использованием рационализаторских предложений и защитой прав на них между авторами этих предложений и субъектами предпринимательской деятельности (предприятиями, учреждениями, организациями - далее: предприятия), независимо от вида собственности и организационно-правовой формы, в государствах - участниках Содружества Независимых Государств.

Раздел I
Общие положения

     Статья 1. Определение понятий


В настоящем Законе приведенные ниже понятия употребляются в следующем значении:

автор рационализаторского предложения - физическое лицо или группа лиц, творческим трудом которых разработано рационализаторское предложение;

заявление на рационализаторское предложение - письменное изложение предложения, составленное с соблюдением установленных требований;

приоритет рационализаторского предложения - первенство поступления предложения на предприятие, устанавливаемое по дате поступления на предприятие заявления о рационализаторском предложении;

рационализаторское предложение - признанное юридическим лицом предложение, которое содержит технологическое (техническое) или организационное решение в любой сфере деятельности. Объектом рационализаторского предложения может быть материальный объект или процесс;

удостоверение рационализатора - документ, подтверждающий приоритет рационализаторского предложения, его авторство и право на авторское вознаграждение.

     Статья 2. Рационализаторское предложение

1. Рационализаторским предложением признается:

а) техническое решение, предусматривающее изменение конструкции изделия, применяемой техники, технологии производства или состава материала (вещества), являющееся новым и полезным для предприятия, которому оно подано;

б) организационное решение, новое для предприятия и дающее экономию материальных, финансовых, топливно-энергетических, сырьевых, трудовых и иных ресурсов или улучшение условий труда и экологии.

2. Рационализаторским предложением признается также решение, содержащее новые для данного предприятия алгоритм, программу для ЭВМ, если их использование в решении конкретной задачи дает экономию собственно машинного времени, а также повышение производительности оборудования, работающего в комплексе с ЭВМ.

3. Рационализаторское предложение может быть индивидуальным или коллективным.

4. Индивидуальным рационализаторским предложением является предложение, разработанное одним физическим лицом.

5. Коллективным рационализаторским предложением является предложение, разработанное двумя или более физическими лицами.

6. Одному физическому лицу или одной группе лиц может принадлежать неограниченное число рационализаторских предложений.

     Статья 3. Правовая охрана рационализаторского предложения

1. Право на рационализаторское предложение признается и охраняется настоящим Законом и национальным законодательством, действует в рамках предприятия, признавшего поданное предложение рационализаторским, и подтверждается удостоверением рационализатора.

2. Удостоверением рационализатора подтверждается приоритет рационализаторского предложения, его авторство и право на авторское вознаграждение.

3. Объем правовой охраны рационализаторского предложения определяется его описанием, а также чертежами, если они представлены.

4. Рационализаторское предложение, содержащее сведения, разглашение которых может нанести ущерб национальной безопасности, подлежит охране и оформлению в соответствии с национальным законодательством и правилами работы с секретными документами на предприятии.

     Статья 4. Критерии охраноспособности рационализаторского предложения

1. Рационализаторское предложение признается охраноспособным, если оно является новым и полезным для данного предприятия техническим или организационным решением.

2. Согласно настоящему Закону не признаются охраноспособными предложения, которые:

а) снижают надежность и долговечность конструкций, безопасность населения и территории в чрезвычайных ситуациях, санитарное обеспечение работников, защиту и безопасность окружающей среды, противопожарную безопасность, безопасность труда, а также другие показатели национальных и международных стандартов;

б) являются условными обозначениями, правилами, нормативно-методическими материалами;

в) лишь ставят задачу или определяют возможный эффект от применения предложения, без указания конкретного решения;

г) противоречат общественному порядку и морали;

д) разработаны инженерно-техническими или научными работниками научно-исследовательских, проектных, конструкторских, технологических предприятий или подразделений аналогичного профиля других предприятий в процессе выполнения служебных заданий или связанных с ними договорных работ.

3. Порядок отнесения предложений к числу разработанных в процессе выполнения служебного задания устанавливается предприятием.

     Статья 5. Техническое и организационное решение

1. Техническим является решение, которое решает практические задачи предприятия с помощью технических средств.

2. Организационным является решение, которое решает практические задачи предприятия с помощью управленческих и (или) административно-хозяйственных средств.

     Статья 6. Новое решение


Предложенное решение считается новым для предприятия, если до подачи заявления установленного образца данное или тождественное решение специалистам предприятия из доступных источников не было известно в той мере, которая достаточна для его практической реализации, кроме случаев, когда это решение использовалось по инициативе автора (соавторов) в течение не более трех месяцев до подачи заявления.

     Статья 7. Полезное решение


Предложенное решение считается полезным для предприятия, если оно, являясь технически или организационно пригодным к применению, обеспечивает получение предприятием экономического или иного положительного эффекта.

     Статья 8. Право авторства на рационализаторское предложение

1. Автором рационализаторского предложения признается физическое лицо, творческим трудом которого оно разработано.

2. Право авторства на рационализаторское предложение является неотчуждаемым личным правом и охраняется бессрочно.

3. Если рационализаторское предложение разработано совместно несколькими физическими лицами, каждое из них является его соавтором и право авторства на данное предложение принадлежит каждому из них.

4. Состав соавторов рационализаторского предложения определяется на основе взаимного соглашения всех лиц, включенных в подаваемое заявление. Изменение состава соавторов после подачи заявления, как правило, не допускается. В исключительных случаях, если отсутствует спор об авторстве и решение по предложению еще не принято, вопрос об изменении состава соавторов может быть рассмотрен предприятием.

5. Порядок пользования правом авторства на рационализаторское предложение устанавливается соавторами в соглашении между ними.

6. Не признается соавтором рационализаторского предложения физическое лицо, оказавшее автору только техническую, организационную или материальную помощь в разработке данного предложения либо только способствовавшее оформлению прав на это предложение или использованию его в производстве.

7. Присвоение права авторства или принуждение к соавторству влечет за собой ответственность в соответствии с национальным законодательством.

8. Если рационализаторское предложение было разработано несколькими физическими лицами независимо друг от друга, то право авторства принадлежит тому из них, заявление которого имеет более раннюю дату приоритета.

9. Права автора рационализаторского предложения, в отношении которых допускается правопреемство, переходят к его наследникам по завещанию или по закону.

Раздел II
Оформление права авторства на рационализаторское предложение

     Статья 9. Подача заявления

1. Для признания предложения рационализаторским автор подает заявление установленного образца руководству предприятия, к деятельности которого относится предложение.

2. Заявление составляется отдельно по каждому техническому или организационному решению.

3. Если какое-либо предложение может быть применено на нескольких предприятиях, автор может подать заявление руководству любого из них. Право автора подать заявление по тому же предложению на другое предприятие может регулироваться договором между автором и руководством предприятия, на которое первоначально поступило заявление.

4. В заявлении указываются наименование предложения, сведения об авторе или всех соавторах (фамилия, имя, место работы, занимаемая должность); если заявление подается лицом, не работающим на предприятии, указывается его домашний адрес.

5. В заявлении по техническому решению помимо сведений, указанных в части четвертой, излагаются недостатки существующей конструкции изделия, технологии производства, применяемой техники или состава материала и необходимость их изменения, суть предлагаемого технического решения в той мере, в какой это необходимо для его практической реализации, а также сведения о положительном эффекте его использования.

6. В заявлении по организационному решению помимо сведений, указанных в части четвертой, излагаются обоснование необходимости его применения, суть предложения, сведения об экономическом или ином положительном эффекте его использования.

7. В случае необходимости к заявлению прилагаются:

а) графические и иные материалы (рисунки, схемы, эскизы и пр.);

б) расчет ожидаемого эффекта от использования предлагаемого решения;

в) соглашение соавторов о распределении между ними суммы вознаграждения;

г) другие материалы.

8. Заявление и прилагаемые к нему материалы должны быть подписаны автором или всеми соавторами, указанными в заявлении, и на них должна быть проставлена дата их подачи.

9. Материалы, указанные в части седьмой, представляются одновременно с подачей заявления или в течение одного месяца со дня его подачи. Если в указанный срок заявитель не представит эти материалы или не подаст ходатайство о продлении данного срока, делопроизводство по заявлению прекращается.

10. Заявление и прилагаемые к нему материалы оформляются на государственном языке. Допускается представление их на одном из языков международного общения - русском, английском, немецком, французском. В этом случае перевод на государственный язык должен быть представлен руководству предприятия в течение одного месяца со дня подачи заявления.

     Статья 10. Приоритет рационализаторского предложения

1. Приоритет рационализаторского предложения устанавливается по дате поступления на предприятие заявления о рационализаторском предложении.

2. Приоритет признается за автором, который первым подал в установленном порядке заявление по данному предложению, даже если это предложение первоначально было отклонено и отклонение не было обжаловано автором.

     Статья 11. Отзыв заявления

1. Заявитель вправе отозвать заявление в любое время, но не позднее даты принятия по нему решения.

2. При наличии нескольких заявителей заявление может быть отозвано только с согласия каждого из них.

     Статья 12. Регистрация заявления

1. Заявление принимается предприятием, если предложение относится к его деятельности, независимо от того, где работает заявитель.

2. По поступившему заявлению проводится проверка соблюдения требований, предусмотренных настоящим Законом, и оно регистрируется в течение пяти дней со дня поступления в журнале регистрации заявлений о рационализаторских предложениях.

     Статья 13. Внесение изменений в прилагаемые к заявлению материалы по инициативе заявителя

1. После регистрации заявления, но до вынесения по нему решения заявитель может, не меняя сути предложения, дополнить или внести изменения в описание предложения, чертежи, схемы, эскизы. Изменения и дополнения должны быть оформлены на отдельном листе с указанием даты представления и подписаны автором или каждым из соавторов.

2. Изменение сути предложения рассматривается как новое предложение, которое должно быть оформлено отдельным заявлением.

     Статья 14. Заключение по заявлению

1. Зарегистрированное на предприятии заявление направляется на заключение тем его подразделениям и службам, к деятельности которых оно непосредственно относится.

2. В заключении подтверждается (или отрицается) наличие в предложении технического решения, а также дается оценка его новизны и полезности. В случае организационного решения дается оценка его новизны и экономического или иного положительного эффекта от его использования. Отсутствие новизны или полезности, нецелесообразность использования предлагаемого решения должны быть соответствующим образом обоснованы.

     Статья 15. Рассмотрение заявления

1. После получения заключения заявление рассматривается руководством предприятия и по нему принимается решение в течение одного месяца со дня его поступления.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»