Направление деятельности | Количество штатных единиц |
Руководство Центром | 1 |
Системное администрирование информационных систем | 1 |
Разработка и курирование индивидуальных образовательных маршрутов | (по потребности региона) |
Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов | (по потребности региона) |
Сотрудники Центра постоянно повышают свою квалификацию и проходят обучение на базе и по программам Федерального координатора. Тьюторы являются сертифицированными специалистами по программам ДПП из федерального реестра, владеют информацией о программах ДПП, их содержании, развиваемых компетенциях и способны консультировать педагогических работников и управленческих кадров по вопросам прохождения индивидуальных образовательных маршрутов.
Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров осуществляется как штатными, так и привлеченными работниками из числа высококвалифицированных специалистов из сферы общего, среднего профессионального и высшего образования на основании заключенных договоров между Центром и физическими лицами или образовательными организациями.
Кураторы индивидуальных образовательных маршрутов, задействованные в реализации основных направлений деятельности Центра, обладают необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области педагогики и психологии, в том числе знаниями принципов, форм и методов обучения взрослых людей (андрагогики); хорошо владеют общими методическими принципами преподавания учебных предметов, ориентируются в разнообразии доступных форматов повышения квалификации, обладают навыками использования электронных и сетевых образовательных ресурсов, высокотехнологичных средств обучения взрослых.
Куратор разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут на основе данных диагностики профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, осуществляемой в том числе в онлайн-формате. Особая роль в деятельности куратора индивидуальных образовательных маршрутов отводится учету прохождения слушателями контрольных точек в освоении программ ДПП из федерального реестра (зачисление на курс, прохождение входного/итогового тестирования, промежуточной диагностики, практических заданий и т.д.), своевременному информированию слушателей своего региона о важных датах в расписании занятий, взаимодействие с оператором курсов, профилактика учебной неуспешности по причине несоблюдения сроков прохождения программы ДПП.
В качестве нештатных кураторов Центра могут привлекаться высококвалифицированные учителя (например, руководители школьных предметных методических объединений, члены региональных/городских/районных методических объединений, авторы востребованных методических разработок, доказавших свою результативность) или руководители образовательных организаций, а также представители организаций высшего и среднего профессионального образования. Ценность методической поддержки в этом случае будет повышаться как за счет непосредственной связи с педагогической и управленческой практикой, так и за счет более высокого уровня научной обоснованности.
Тьютор обеспечивает сопровождение педагогических работников и управленческих кадров при прохождении индивидуальных образовательных маршрутов, освоении программ ДПП, переносе приобретенных компетенций в практическую деятельность. Последнее - особая зона ответственности тьютора, так как связана с сопровождением педагогических работников и управленческих кадров в его непосредственной профессиональной деятельности, например, через совместное планирование, посещение (взаимопосещение) уроков, разработку дидактических материалов, в том числе цифровых. Тьюторство в данном случае - это форма сопровождения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, обеспечивающая личностный подход к его организации и сочетающая консультационную деятельность и наставничество.
Представляется целесообразным использование на должности тьюторов сотрудников Центров, которые будут нарабатывать опыт решения новой для системы дополнительного профессионального образования задачи: персонального содержательного сопровождения повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров с учетом выявленных дефицитов компетенций.
Сопровождение всего индивидуального образовательного маршрута входит в функциональные обязанности тьютора, которому необходимо владеть содержанием программ ДПП федерального реестра, находящимся в зоне его профессиональной компетентности, в регионе проживания, в образовательных организациях других субъектов РФ, а также в открытом образовательном пространстве; знать о "точках роста" в региональной системе образования, которые могут стать эффективным ресурсом профессионального развития, об имеющихся стажировочных площадках, ресурсах неформального и информального образования (педагогические сообщества, клубы, педагогические конференции, ярмарки инноваций и др.), которые могут быть предложены в рамках реализации индивидуального образовательного маршрута. Тьюторы выполняют проверку практических работ распределенных ими слушателей по критериям, разработанным авторами программ ДПП. Тьюторы проходят обязательное обучение по программам ДПП, освоение которых сопровождают, в формате и сроки, определенные Федеральным координатором. При этом тьютор закрепляется на время реализации программы ДПП за программой, а не за субъектом Российской Федерации. Один тьютор может сопровождать освоение программы ДПП слушателями нескольких субъектов Российской Федерации одновременно, но рекомендованное соотношение - 1 тьютор на 100 слушателей.
Тьюторы - это опытные учителя-предметники и руководители образовательных организаций, демонстрирующие стабильно высокие результаты обучения, владеющие технологиями обучения взрослых, способные содержательно сопровождать освоение своими коллегами программ ДПП. Также тьютором может стать слушатель, проявивший особые результаты при освоении программ ДПП из федерального реестра, по рекомендации Федерального координатора.
Рекомендуется организовывать работу тьютора в тесной взаимосвязи с кураторами индивидуальных образовательных маршрутов по соответствующим направлениям педагогической деятельности, поскольку содержательная часть индивидуального образовательного маршрута в каждом случае уникальна и именно кураторы могут квалифицированно предложить ее оптимальное наполнение.