Действующий

О направлении методических рекомендаций

     4. Рекомендации по организации деятельности Центров


На территории субъекта Российской Федерации Центры рекомендуется включать в региональную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, представленную в различных моделях и организационно-правовых формах, действующую сонаправленно с единой федеральной системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Центры осуществляют свою деятельность с опорой на сложившийся в субъекте Российской Федерации практический опыт методического сопровождения образовательной деятельности и в условиях сетевого взаимодействия с организациями, реализующими основные и дополнительные общеобразовательные программы, программы высшего и среднего профессионального образования, ориентированные на подготовку педагогических работников по модели, разработанной Федеральным координатором.

Комплексное сопровождение деятельности Центров осуществляется через Федерального координатора. Федеральный координатор обеспечивает периодическое обучение команд Центров, определяет критерии эффективности их деятельности, а также реализует программы ДПП (полностью или частично) с использованием ресурсов Центров.

Центры, в свою очередь, на региональном уровне ведут работу по популяризации проектов Федерального координатора, оказывают организационно-методическую поддержку.

Деятельность Центров рекомендуется обосновывать следующими принципами:

Принцип персонификации (личностного подхода), предусматривающий определение индивидуальных задач повышения квалификации, построение индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и управленческих кадров на основе результатов диагностики профессиональных компетентностей.

Принцип вариативности, связанный с возможностью выбора педагогами форм и способов повышения квалификации.

Принцип мобильности и адресности, предусматривающий оперативное реагирование как на приоритетные направления развития российского образования, так и на изменяющиеся запросы и/или профессиональные дефициты педагогических коллективов, отдельных педагогов и управленческих кадров.

Принцип непрерывности и преемственности, предусматривающий непрерывное повышение квалификации и профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров, учет уровня их профессиональной готовности к обеспечению повышения качества результатов обучения.

Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы, предполагающий, что каждый педагог может объединиться или включиться в работу специально организованных наставнических пар/групп. Реализация данного принципа предусматривает: внедрение целевой модели наставничества педагогических работников образовательных организаций; предоставление возможности каждому педагогу выбирать способы и формы повышения квалификации и развития профессионального мастерства, добровольно участвовать в различных формах методической работы и наставничества (в качестве наставника и/или наставляемого).

Принцип открытости, характеризующийся своевременным информированием профессионального сообщества о деятельности Центра, о задачах профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, поставленных Министерством просвещения Российской Федерации, о возможностях повышения квалификации и развития профессионального мастерства на федеральном и региональном уровнях.

Принцип прогнозирования, опирающийся на организацию методического сопровождения с учетом идей "опережения", использования идей образования, которые будут реализованы в долгосрочной или среднесрочной перспективах, для повышения квалификации и развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.

Основным инструментом взаимодействия между Центрами, педагогическими работниками и управленческими кадрами образовательных организаций субъектов Российской Федерации и Федеральным координатором является единый федеральный портал дополнительного профессионального педагогического образования, созданный для формирования единого образовательного пространства и развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров. Портал призван консолидировать образовательные возможности участников системы дополнительного профессионального образования страны, повысить качество программ ДПП педагогических работников и управленческих кадров, развития их профессиональных компетенций. Сотрудники Центров могут пройти соответствующее обучение и стать сертифицированными экспертами федерального реестра, тем самым гарантируя высокое качество программ ДПП.

К числу рекомендуемых направлений деятельности Центра относятся:

Аналитическое направление:

- анализ результатов диагностики профессиональных компетенций и выявление профессиональных педагогических и управленческих дефицитов - "точек роста";

- изучение и анализ состояния и результатов деятельности муниципальных и иных методических служб, образовательных организаций, отдельных педагогов и профессиональных сообществ, определение направлений совершенствования методической работы;

- выявление затруднений дидактического и методического характера при решении задач по развитию функциональной и иных видов грамотности школьников;

- выявление запроса педагогических работников, педагогических коллективов и управленческих кадров на направления повышения квалификации и профессионального развития;

- выявление и систематизация затруднений слушателей при освоении программ ДПП для дальнейшей передачи разработчикам курсов;

- обобщение аналитических данных единого федерального портала дополнительного профессионального педагогического образования по субъекту Российской Федерации в целях управления развитием кадрового потенциала;

- изучение, обобщение и распространение эффективного опыта педагогической и управленческой деятельности, направленной на достижение приоритетных задач в области образования.

Информационное направление:

- информирование педагогического сообщества региона о новых тенденциях развития образования, задачах и требованиях к профессиональной компетентности педагогических работников и управленческих кадров, приоритетных направлениях развития отрасли;

- информирование педагогических работников и управленческих кадров о возможности повышения квалификации по актуальным программам ДПП из федерального реестра;

- постоянная актуализация информации о возможностях для повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров на официальных сайтах (страницах, сообществах в социальных сетях) Центров;

- формирование банков данных о программах ДПП по определенной тематике, в образовательных организациях других субъектов Российской Федерации, а также в открытом образовательном пространстве, включая информацию об их качестве и доступности; о передовом педагогическом опыте, об авторских методиках обучения, получивших поддержку школьных педагогов; о "точках роста" в региональной системе образования, которые могут стать эффективным ресурсом профессионального развития, об имеющихся стажировочных площадках, о ресурсах неформального и информального образования, включающих профессиональные педагогические сообщества, ассоциации, клубы, научно-практические мероприятия и др.

Организационно-методическое направление:

- построение индивидуальных образовательных маршрутов на основе учета результатов прохождения педагогическими работниками и управленческими кадрами процедур диагностики профессиональных компетенций;