МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 декабря 2021 года N АЗ-1061/08

О формировании методического актива



Ключевым направлением совершенствования работы по научно-методическому сопровождению педагогических работников сегодня должны стать методическая поддержка и помощь, максимально приближенные к потребностям каждого педагога, обеспечивающие им доступ к современным методикам, технологиям, средствам и инструментам обучения и воспитания. Одним из основных ресурсов для оказания такой помощи всегда выступали муниципальные методические службы.

Анализ сайтов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и сайтов организаций дополнительного профессионального педагогического образования всех субъектов Российской Федерации показал, что информация о муниципальных методических службах присутствует только в 21 регионе.

Отчасти это связано с тем что, в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не содержатся нормы, регулирующие создание и развитие методической службы на муниципальном уровне.

Вместе с тем, начиная с 2020 года в соответствии с приоритетными национальными задачами, определенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста", и с учетом Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденной распоряжением Минпросвещения России от 16 декабря 2020 г. N Р-174, ведется работа по созданию региональных систем научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - региональная система).

Создаваемая в рамках нацпроекта "Образование" в каждом субъекте Российской Федерации региональная система должна обеспечить поддержку педагогов с целью решения актуальных задач, соответствующих государственной политике в части обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, повышения качества массового школьного образования, улучшения результатов школ с низкими показателями качества образования, сопровождения введения обновленных ФГОС общего образования, использования цифровых технологий образования.

Минпросвещения России предлагает при организации и развитии научно-методического сопровождения педагогических работников развивать работу методических служб через имеющиеся правовые основания и возможности.

В частности, на региональном уровне в организациях дополнительного профессионального (педагогического) образования (ИРО/ИПК) в настоящее время созданы Центры непрерывного повышения профессионального мастерства (далее - ЦНППМ), которые являются координаторами региональной системы повышения квалификации педагогов и ядром для развития методической службы.

ЦНППМ призваны осуществлять адресную методическую поддержку (консультирование, сопровождение) педагогических работников и управленческих кадров, а также координацию методической (научно-методической) деятельности общественно-профессиональных объединений.

В ЦНППМ из числа штатных сотрудников или на условиях совместительства предлагается сформировать методический актив (пул) региональных методистов. Основу методического актива должны составить педагоги высшей квалификационной категории, имеющие высшее педагогическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, пользующиеся авторитетом и уважением среди коллег. Также в состав методического актива могут войти руководители методических объединений, советов, ведущие и старшие эксперты предметных комиссий ЕГЭ и ОГЭ, тьюторы и наставники, лидеры профессиональных сообществ и ассоциаций, педагоги, имеющие стабильно высокие результаты у обучающихся. Сотрудники должны пройти повышение квалификации на базе ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России" или регионального ИРО/ИПО, а также диагностику методических компетенций, проводимую ФГБУ "Федеральный институт оценки качества образования".

Деятельность региональных методистов должна быть эффективной и адресной и обеспечивать:

- выявление профессиональных дефицитов педагогических работников;

- внедрение в процесс профессионального развития педагогических работников программы формирования компетенций с учетом задачи по улучшению результатов участия российских школьников в международных исследованиях качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS);

- совершенствование предметных компетенций педагогических работников;

- организацию анализа и интерпретации результатов процедур оценки качества образования, формирование на их основе и последующую реализацию рекомендаций по совершенствованию методик преподавания;

- выстраивание индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников;

- вовлечение педагогов в экспертную деятельность;

- проведение профилактики профессионального выгорания педагогов;

- оказание поддержки молодым педагогам и реализацию программы наставничества педагогических работников;

- оказание методической помощи учителям с низкими результатами обучения.

В интересах укрепления методической службы полагается целесообразным рассмотреть возможность учесть в государственном задании подведомственным организациям дополнительного профессионального (педагогического) образования (ИРО/ИПК), ЦНППМ работы по методическому и научно-методическому обеспечению образовательной деятельности. Оплата труда региональных методистов может осуществляться за счет бюджетных и внебюджетных средств.

Основанием для определения количества региональных методистов является перечень видов реализуемой деятельности, объем планируемых мероприятий, прогноз численности педагогических работников и организаций, которым должна быть оказана методическая поддержка. Количество региональных методистов рекомендуется определять из расчета одна единица на 200-250 педагогических работников в зависимости от местных условий и с учетом возможностей региона.

Важным фактором при формировании методического актива является доступность методической поддержки для всех муниципалитетов, муниципальных образовательных организаций, педагогов и управленческих кадров.

Учитывая изложенное, целесообразно провести работу по формированию перечня региональных методистов, включающего следующие данные: Ф.И.О. и дату рождения педагога, уровень образования, специальность, прохождение курсов повышения квалификации и(или) профессиональной переподготовки, основное место работы, должность, опыт методической работы.

Могут использоваться различные варианты организации работы региональных методистов. Так, педагог может являться штатным сотрудником образовательной организации (основное место работы) и выполнять функции регионального методиста по совместительству в ЦНППМ ИРО/ИПК либо являться штатным сотрудником ЦНППМ ИРО/ИПК (основное место работы) и осуществлять педагогическую деятельность как совместитель в образовательной организации.

Также отмечается необходимость поддержки муниципальных методических служб, координации их деятельности, вовлечения в процессы сетевого взаимодействия, встраивания их в единое научно-методическое пространство региона. Эффективным средством является своевременное использование в качестве современного методического инструмента имеющейся в регионе образовательной инфраструктуры, в том числе созданной в ходе реализации нацпроекта "Образование" (центров образования "Точка роста", детских технопарков "Кванториум" и "IT-кубов", а также центров опережающей профессиональной подготовки).

Дополнительно Минпросвещения России информирует о создании в ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России" структурного подразделения - Федерального методического центра (далее - ФМЦ). Деятельность ФМЦ направлена на выработку единых подходов к научно-методическому сопровождению педагогических работников и создание единой системы адресного научно-методического сопровождения педагогов и управленческих кадров. Центр является "точкой входа" для региональных методических служб.

Контакты для взаимодействия: заместитель директора Федерального методического центра Иванова Софья Юрьевна, 8(911)600-71-07, ivanovasy@apkpro.ru.

ФМЦ разрабатывает типовые документы для организации методической работы, составляет методические кейсы по актуальным вопросам содержания общего образования, изучает и тиражирует лучшие практики, проводит мониторинги, разрабатывает и реализует программы дополнительного профессионального образования для методистов, организует тренинги, выездные семинары, мастерские, мастер-классы, вебинары, консультации для сотрудников методических служб.

Федеральный методический центр выстраивает свою деятельность в тесном взаимодействии с ФГБНУ "Институт стратегии развития образования Российской академии образования", ФГБУ "Федеральный институт оценки качества образования", ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений", федеральными центрами научно-методического сопровождения на базе педагогических университетов и организациями, входящими в систему методического сопровождения.

В целях создания единой научно-методической системы Минпросвещения России рекомендует к использованию перечень первоочередных действий по развитию научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (прилагается*).

_________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Заместитель министра
А.В.Зырянова



Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

Администратор образования,

N 2, январь 2022 года

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»