История любой страны наложила отпечаток на все процессы прошлого и настоящего, проходившие и проходящие на ее территории. И этот отпечаток тем глубже и интереснее для туристов, чем древнее культура страны, чем она более "многослойна". Туристу всегда интереснее за одну поездку увидеть следы культуры нескольких исторических эпох, и в этом смысле Российская Федерация обладает развитыми историко-культурными традициями, истоки которых лежат в разных исторических эпохах.
Формирование российского туристского рынка началось с 1990 года. На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов - безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и другие), упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании, экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).
Динамика развития отрасли в последние годы характеризуется ростом большинства показателей. По данным Федеральной службы государственной статистики, площадь номерного фонда коллективных средств размещения по сравнению с 2011 годом выросла почти в 1,9 раза. В 2020 году был достигнут уровень 21954,6 тыс.кв. метров. Вместе с тем количество койко-мест в коллективных средствах размещения увеличилось с 1294 тыс. единиц в 2011 году до 2473 тыс. единиц в 2020 году (в 1,9 раза больше).
Туристский сектор России сохраняет значительный потенциал для ускорения темпов роста и усиления роли в развитии экономики. По данным Комитета по туризму Организации экономического сотрудничества и развития, в последние годы отрасль формирует 3,9 процента валового внутреннего продукта страны и 0,7 процента общей численности занятых, что значительно ниже, чем в ряде развитых стран мира. При этом валовая добавленная стоимость в сфере туризма в России в 2017 году составила около 0,9 тыс. долларов США на одного жителя, что в 1,4 раза меньше, чем в США, в 2,1 раза меньше, чем в Германии, в 4,5 раза меньше, чем в Испании.
Экономическая отдача от созданных в последние годы туристских организаций стабильна. По данным Федеральной службы государственной статистики, объем платных туристских услуг, реализованных в стране туристскими фирмами, увеличился со 112,8 млрд. рублей в 2011 году до 179,8 млрд. рублей в 2019 году (в 1,6 раза).
Субъекты малого и среднего предпринимательства играют важную роль в развитии российской туристской отрасли. Благодаря усилиям органов власти, общероссийских некоммерческих организаций, выражающих интересы предпринимателей, а также институтов развития по внедрению мер поддержки создаются благоприятные условия для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере туризма.
Повышению вклада малых и средних предприятий в развитие туристского сектора будет способствовать и реализация мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма" (далее - Программа), обеспечивающих достижение стратегических целей государственной политики в этой сфере, предусмотренных Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р (далее - Стратегия развития туризма). Стратегией развития туризма предусматриваются комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации за счет создания условий для формирования и продвижения качественного туристского продукта, конкурентоспособного на внутреннем и мировом рынках, усиление социальной роли туризма и увеличение доступности услуг туризма, отдыха и оздоровления для всех жителей Российской Федерации.
Сохраняется значительный потенциал роста роли туризма в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации. За последние годы отмечается рост внутреннего туризма (45,22 млн. российских граждан, размещенных в коллективных средствах размещения в 2020 году, по сравнению с 29,3 млн. граждан в 2011 году). Места размещения, имеющиеся в регионах, по данным Федеральной службы государственной статистики, заполняются в среднем не более чем на 35 процентов. Средняя численность работающих по собирательной классификационной группировке видов экономической деятельности "Туризм" составила 1,19 млн. человек в 2017 году по сравнению с 1,04 млн. человек в 2014 году. По данным Федеральной налоговой службы, более 50 процентов налогов, собранных от коллективных средств размещения и учреждений общественного питания, аккумулируются в столичных центрах - гг.Москве и Санкт-Петербурге.
Въездной поток туристов в последние годы стабилен (по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2018 году приток иностранных туристов вырос на 0,7 процента (после сокращения в 2017 году) по сравнению с 2016 годом). Если рассматривать въездной поток без учета государств - участников Содружества Независимых Государств и Украины (значительная часть въезжающих из этих стран туристами фактически не являются), тенденции более позитивные - в 2018 году туристский поток на 11,2 процента превысил уровень туристского потока 2017 года и на 10 процентов - уровень 2012 года, в том числе из-за притока участников и гостей чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года. По данным Всемирной туристской организации, расходы въездного туриста в России ниже, чем в среднем по миру, и составляют менее 900 долларов США на одного туриста (во Франции, Австрии, Испании - более 1100 долларов США на одного туриста). По данным Федеральной службы государственной статистики, около 70 процентов размещений всех въезжающих в Россию туристов приходится всего на 2 туристские территории - гг.Москву и Санкт-Петербург.
Несмотря на некоторое снижение покупательской способности, россияне по-прежнему ежегодно совершают около 30-40 млн. туристских поездок за рубеж (42 млн. поездок в 2018 году, что на 14 процентов меньше по сравнению с 2012 годом), тратя, по оценкам Всемирной туристской организации, в иностранных государствах до 35-40 млрд.долларов США в год.
По данным Федеральной службы государственной статистики, около 60 процентов туристских пакетов, реализуемых российскими туристскими фирмами, предусматривают поездки в иностранные государства, составляя конкуренцию отечественным туристским направлениям. Тем не менее это свидетельствует о платежеспособном спросе, который может быть переориентирован на внутренний рынок при условии формировании конкурентного предложения.
Российская Федерация сохраняет потенциал роста своей доли в мировом рынке по количеству въездных туристов. По данным Всемирной туристской организации, в 2017 году на 100 жителей Россия приняла 17 въездных туристов, Соединенные Штаты Америки - 54, Испания - 261, Франция - 309.
Реализация потенциала роста отрасли во многом будет зависеть от качества инфраструктуры, ее доступности и безопасности, что требует постоянного развития и совершенствования. С 2012 по 2017 год эффективность использования туристской инфраструктуры не выросла, а по отдельным показателям - снизилась. По данным Федеральной службы государственной статистики, количество ночевок на одно место в коллективных средствах размещения снизилось со 128,4 в 2011 году до 77,3 в 2020 году, коэффициент использования номерного фонда в 2014-2016 годах в среднем составлял только 32 процента. Негативное влияние на общую эффективность использования инфраструктуры оказывает ярко выраженная сезонность спроса. Для сравнения, по данным Всемирной туристской организации, в 2016 году загрузка одного места в России составляла 35 процентов, в Германии - 44 процента, в Испании - 60 процентов. Несмотря на большой объем незагруженного номерного фонда, наблюдается дефицит туристской инфраструктуры, отвечающей потребительским ожиданиям туристов, ориентированных на международный уровень сервиса.
Туризм, как и любая сфера экономики, сталкивается с определенными проблемами, которые отрицательным образом сказываются на его развитии. Среди основных проблем развития туризма можно выделить следующие:
санкционное давление и социально-политическая изоляция Российской Федерации снижает положительный эффект от продвижения туристского продукта на международном рынке;
опережающее развитие туризма в зарубежных странах негативно отражается на динамике въездного туристского потока;
снижение уровня доходов российских граждан сокращает спрос на внутренние туристские поездки;
усиление налоговой нагрузки на предприятия туристской индустрии сказывается на уровне и качестве предоставляемых услуг в сфере туризма.
Однако последние несколько лет туризм в России рос в среднем на 3-7 процентных пунктов быстрее, чем валовой внутренний продукт страны. К 2025 году темп роста валовой добавленной стоимости туризма сравняется с уровнем роста экономики России в целом. Валовая добавленная стоимость туристской индустрии за этот период вырастет с 3158 млрд.рублей в 2017 году до 8764 млрд.рублей к 2035 году. Количество мест в коллективных средствах размещения за тот же период увеличится с 2,2 до 3,1 млн. мест, при этом эффективность их использования останется на текущем уровне. Количество размещенных в коллективных средствах размещения за тот же период вырастет с 63 до 88 млн. человек в год. Количество юридических лиц, оказывающих услуги в области гостиничной деятельности и общественного питания, вырастет с 78 тыс. до 109 тыс. единиц.