Проблемами текущего состояния топливно-энергетического комплекса, решаемыми при осуществлении цифровой трансформации, являются:
несовершенство нормативно-правовой и нормативно-технической баз:
низкая готовность нормативно-правовой базы к масштабному внедрению цифровых решений и их интеграции в бизнес-процессы организаций, включая отсутствие единых стандартов и систем сертификации;
отсутствие упрощенных процедур закупки для компаний с государственным участием инновационной продукции (в том числе в части цифровых решений/технологий);
недостаток инструментов поддержки принятия быстрых обоснованных решений субъектами топливно-энергетического комплекса;
ограничение политики импортозамещения - отсутствие российских комплексных пакетов программного обеспечения, которые являются аналогами зарубежных продуктов, что требует внедрения целого набора дополнительных решений и ведет к росту издержек;
технологические и нормативные барьеры в области сбора и передачи данных:
недостаточность развития систем коммуникации и связи, в том числе в отдаленных регионах, в которых расположены операционные активы;
отсутствие возможности сквозного обмена данными между различными отраслями, ведомствами и компаниями, что усложняет внедрение сквозных цифровых решений или единого цифрового пространства;
недостаточное кадровое обеспечение - небольшое количество сотрудников, прошедших программы подготовки (переподготовки) кадров в области цифровой трансформации (недостаточность компетенций на рынке труда, отсутствие карт компетенций в области цифровой трансформации на уровне государства);
отсутствие единой системы управления, координации и мониторинга цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса:
низкая скорость цифрового развития государственных органов;
отсутствие централизованного видения перспектив развития государственного регулирования;
законодательные и финансовые ограничения привлечения инвестиций для обеспечения внедрения цифровых технологий в отрасли топливно-энергетического комплекса:
недостаточность мер государственной поддержки разработки и внедрения цифровых решений (технологий), адаптированных под отрасли топливно-энергетического комплекса (как для разработчиков, так и для заказчиков технологий);
высокая дополнительная нагрузка, связанная с подготовкой отчетности при получении государственной поддержки.
Вызовами цифровой трансформации отрасли являются:
необходимость развития инструментов снижения затрат потребителей на покупку электрической энергии, развития рынка микрогенерации;
повышение качества обслуживания клиентов - граждан Российской Федерации, оптимизация затрат электроэнергетической отрасли;
необходимость формирования правового регулирования рынка промышленных данных и возникающих в связи с этим проблем передачи, обмена, реализации, обработки указанных данных у субъектов деятельности в сфере промышленности и органов государственной власти;
повышение производительности труда и обеспечение сохранности здоровья работников, в том числе при разработке труднодоступных месторождений;
снижение производственного травматизма на объектах топливно-энергетического комплекса.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
при реализации проекта "Активный потребитель" - недостижение целевых показателей по снижению стоимости электрической энергии вследствие недостаточного количества участников (ключевых электроэнергетических компаний) в рамках проекта по управлению спросом на рынке электрической энергии и мощности;
при реализации проекта "Цифровой ассистент "Моя энергетика" - неэффективная финансово-экономическая модель для региональных инвесторов при реализации инициативы в случае отсутствия бюджетного софинансирования;
при реализации проекта "Данные для роста - искусственный интеллект":
срыв сроков реализации проекта в случае увеличения сроков согласования и принятия нормативных правовых и нормативных технических актов, необходимых для обеспечения правового регулирования рынка промышленных данных;
невысокий экономический эффект проекта при отсутствии достаточных стимулов у организаций топливно-энергетического комплекса и государства для осуществления обмена промышленными данными;