Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"
1. Паспорт Программы, паспорта подпрограмм 1-9 и паспорта подпрограмм Б, Д и Е признать утратившими силу.
2. Раздел I изложить в следующей редакции:
"I. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"
1. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Российской Федерации
Экономическое развитие оказывает прямое влияние на экономический рост, внедрение инновационных технологий, повышение качества и уровня жизни населения, повышение производительности труда и на достижение других стратегических целей социально-экономического развития страны.
В 2020-2021 годах Российская Федерация, как и весь мир, оказалась перед лицом глобального вызова, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции.
Высокий уровень неопределенности, связанной с эпидемиологической ситуацией, привел к волатильности мировых сырьевых и финансовых рынков.
Начиная со II квартала 2020 г. экономическое развитие России, как и всей мировой экономики, определялось прежде всего эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции. В результате этого экономика России столкнулась с одновременным ограничением предложения и спроса.
Ряд отраслей, в том числе сфера бытовых услуг, туризм, авиаперевозки и ряд других, в наибольшей степени пострадали в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
Субъекты малого и среднего предпринимательства в сферах торговли и предоставления услуг населению в период действия карантинных мер столкнулись с наибольшим снижением выручки. По итогам декабря 2020 г. зафиксировано снижение общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 17,6 тыс. единиц (с 5702 тыс. единиц до 5684 тыс. единиц), при этом количество индивидуальных предпринимателей сократилось на 26,9 тыс. единиц, количество юридических лиц увеличилось на 9,4 тыс. единиц.
По сравнению с январем 2020 г.число субъектов малого и среднего предпринимательства в январе 2021 г.снизилось на 232,3 тыс. единиц (в том числе количество индивидуальных предпринимателей снизилось на 75,7 тыс. единиц, юридических лиц - на 156,8 тыс. единиц).
Помимо непосредственного закрытия производства экономика понесла и косвенные потери, определяемые эффектом межотраслевых связей, проявляющимся в других отраслях, ограничением возможностей сбыта конечной продукции (снижение выпуска в результате ограничения ресурсов промежуточного потребления, снижение как конечного спроса на товары и услуги, так и на товары и услуги промежуточного потребления в компаниях отраслей, приостановивших деятельность).
Спад инвестиций за весь 2020 год по полному кругу компаний и с учетом неформальной деятельности составил 1,4 процента.
Несмотря на свою направленность на развитие экономики и инновационной сферы в 2020 году, государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - Программа) сыграла важную роль в финансовом обеспечении реализации мероприятий по минимизации кризисных явлений в экономике. Были предоставлены льготные кредиты субъектам малого и среднего бизнеса и системообразующим предприятиям, самозанятым гражданам, начата реализация специальных программ поддержки туристской отрасли.
Реализация мер по поддержке экономики была направлена на сохранение занятости, позволила бизнесу максимально высвободить ресурсы на выплату заработной платы работникам.
В 2021 году в рамках Программы осуществляются дальнейшее финансирование мероприятий, обеспечивающих восстановление занятости и рост экономики, а также долгосрочные структурные изменения в экономике.
Реализация мероприятий Программы за прошедший период обеспечила достижение следующих результатов:
созданы новые особые экономические зоны и обеспечено их развитие, включая увеличение объема привлеченных инвестиций, количества созданных рабочих мест;
запущена реализация механизма "фабрики" проектного финансирования;
открыты и функционируют во всех субъектах Российской Федерации центры "Мой бизнес";
уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг достиг 98 процентов;
сетью многофункциональных центров обеспечен доступ более 97 процентов населения к предоставлению более 200 государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна";
запущен механизм бесшовной интеграции мер государственной поддержки, который предусматривает обмен информацией о поддержанных инновационных компаниях, а также учет экспертизы институтов развития;
созданы инновационные научно-технологические центры "Инновационный научно-технологический центр МГУ "Воробьевы горы", "Инновационный научно-технологический центр "Сириус", "Долина Менделеева", "Русский", "Инновационный научно-технологический центр "Композитная долина";