Основой комплексной реабилитации и абилитации, социализации и жизнеустройства ментальных инвалидов является биопсихосоциальная модель. Вопросы их комплексной реабилитации, абилитации и жизнеустройства неотделимы друг от друга.
Основными подходами к комплексной реабилитации и абилитации ментальных инвалидов должны являться:
деинституализация и перенос реабилитационного (абилитационного) процесса в местное сообщество;
максимально широкое внедрение механизмов и социальных технологий сопровождения (сопровождаемое проживание, сопровождаемая трудовая деятельность и др.) при организации их жизнеустройства.
Определяющей причиной для сопровождения при организации жизнеустройства ментальных инвалидов является наличие у них нарушений адекватного восприятия окружающей обстановки, оценки ситуации, поведения, общения, а также у части из них - интеллектуальных нарушений.
Сопровождение при организации жизнеустройства ментальных инвалидов должно обеспечивать право инвалидов выбирать место проживания без дискриминации, включая право проживать в домашних условиях при наличии такой возможности.
В услуги по сопровождению при организации жизнеустройства ментальных инвалидов предлагается включить:
содействие ментальным инвалидам в получении различных услуг (социальных, медицинских, реабилитационных, образовательных, досуговых, услуг в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, услуг содействия занятости и др.) и координацию их предоставления, в том числе мониторинг жизненной ситуации ментальных инвалидов и оказание содействия при решении существующих проблем в органах и организациях различной ведомственной принадлежности, а также сопровождение к месту получения услуг и в процессе их получения;
содействие ментальным инвалидам в удовлетворении их основных жизненных потребностей в бытовой и социальной жизни посредством поддержания самостоятельных действий и помощи в их совершении и замещения действий, которые они не могут совершить самостоятельно.
Сопровождение при организации жизнеустройства ментальных инвалидов должно предоставляться независимо от места их проживания - дома, в малой группе в квартире или жилом доме в обычной городской или сельской среде (сопровождаемое проживание малыми группами), в стационарной организации социального обслуживания и др.
Для внедрения эффективных механизмов и технологий сопровождения при организации жизнеустройства ментальных инвалидов необходимо решить следующие задачи:
законодательное обеспечение условий для сопровождения при организации жизнеустройства ментальных инвалидов, включая закрепление гарантий государства по сопровождению при организации жизнеустройства ментальных инвалидов независимо от места их проживания, в том числе дома и в малой группе, внедрение услуг по содействию ментальным инвалидам в получении различных услуг и координации их предоставления, а также по сопровождению ментальных инвалидов к месту получения услуг и в процессе их получения, закрепление и внедрение социальных услуг по сопровождению проживания ментальных инвалидов дома и в малой группе в квартире или жилом доме в обычной городской или сельской среде (индивидуальное сопровождаемое проживание и сопровождаемое проживание малыми группами), закрепление и внедрение технологий социально-трудовой занятости ментальных инвалидов, трудоустройство которых затруднено на открытом рынке труда в силу имеющихся нарушений, в целях реализации их прав на удовлетворение потребностей в производительном и творческом труде, закрепление и внедрение сопровождения труда ментальных инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи для осуществления ими трудовой деятельности, на свободном рынке труда и в специально создаваемых местах для труда инвалидов, а также определение и закрепление в нормативных правовых актах технологий определения перечня и объема услуг по сопровождению ментальных инвалидов в соответствии с их нуждаемостью в этих услугах (периодическая, регулярная, постоянная);
законодательное закрепление процедуры выбора ментальными инвалидами их жизнеустройства, исключив возможность их недобровольного пребывания в стационарных организациях социального обслуживания;
совершенствование условий для получения ментальными инвалидами, в том числе проживающими в стационарных учреждениях социального обслуживания, наравне с другими гражданами различных услуг, в том числе реабилитационных (абилитационных) услуг в реабилитационных организациях;
создание в стационарных организациях социального обслуживания условий, позволяющих поддерживать домашний уклад жизни, самостоятельность ментальных инвалидов, их социальную активность, в том числе за пределами этих организаций;
организация и поддержка организации негосударственными организациями сопровождаемого проживания ментальных инвалидов в квартирах и жилых домах в обычной городской или сельской среде, в том числе малыми группами, широкое вовлечение социально ориентированных некоммерческих организаций в предоставление услуг по сопровождению при организации жизнеустройства ментальных инвалидов;
разработка и внедрение программ подготовки ментальных инвалидов к самостоятельной жизни и сопровождаемому проживанию;
обеспечение квалифицированными кадрами в социальной сфере, в том числе включение трудовых функций по сопровождению ментальных инвалидов и соответствующих требований к знаниям и умениям в профессиональные стандарты для работников сферы социального обслуживания, или разработка отдельных профессиональных стандартов.
Реализация мероприятий по профессиональной реабилитации и абилитации ментальных инвалидов возможна посредством организации их социально-трудовой занятости, досуговых занятий, позволяющих приобретать трудовые (профессиональные) навыки.
Социально-трудовая занятость должна включать организацию и оснащение специальных мест для приобретения и поддержания трудовых навыков ментальных инвалидов с учетом принципов "разумного приспособления", а также обеспечение им возможности выполнения несложных операций, не требующих специальной подготовки, навыков, знаний и умений, обращения с современными инструментами и приборами при значительной помощи инструкторов по труду (наставников, кураторов, помощников). В местах социально-трудовой занятости могут создаваться специальные рабочие места для трудоустройства ментальных инвалидов.
Социально-трудовая занятость ментальных инвалидов может осуществляться в организациях социального обслуживания населения, в том числе стационарных, школах-интернатах, учреждениях среднего профессионального образования, реабилитационных организациях, общественных организациях, включая социально ориентированные некоммерческие организации и общественные объединения инвалидов, а также на базе любых других организаций, в том числе с привлечением волонтерского (добровольческого) движения.
Отдельным направлением сопровождения при организации жизнеустройства ментальных инвалидов является поддержка государством родственного ухода (семьей, родственниками, другими близкими) за инвалидом, в том числе ребенком-инвалидом.
Для поддержки родственного ухода необходимо:
внедрение мер поддержки лиц, осуществляющих родственный уход за совершеннолетними ментальными инвалидами, а также мер поддержки опекунов и попечителей таких лиц;
внедрение услуг по дневному пребыванию ментальных инвалидов в организациях социального обслуживания и услуг по кратковременному освобождению родственников от ухода, в том числе круглосуточного.
Технологии и подходы к сопровождению при организации жизнеустройства ментальных инвалидов применимы также для сопровождения инвалидов с другими нарушениями, затрудняющими ведение самостоятельного образа жизни (с нарушениями функций слуха, зрения, речи, двигательных функций и др., а также с сочетанными и тяжелыми множественными нарушениями) с учетом особенностей целевых реабилитационных групп.
При разработке проекта концепции наследия Всемирных зимних игр Специальной Олимпиады 2023 года в г.Казани необходимо помимо мероприятий по развитию спорта ментальных инвалидов как одного из основных направлений их комплексной реабилитации и абилитации, социальной интеграции предусмотреть и меры, направленные на решение следующих системных задач:
совершенствование подходов к раннему выявлению детей группы риска по формированию ментальной инвалидности, к ранней помощи таким детям, профилактике их инвалидизации;