2.1.1. ЧС природного и техногенного характера подразделяются на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, размеров материального ущерба, а также границ зон распространения ЧС.
Независимо от типа ЧС природного и техногенного характера последствия их проявления приводят к формированию следующих зон: зона массовых (физических) разрушений (далее - ЗМР), зона радиоактивного загрязнения (далее - ЗРЗ), зона химического заражения (далее - ЗХЗ), зона массовых пожаров (далее - ЗМП), зона катастрофического затопления (далее - ЗКЗ), зона бактериологического заражения (далее - ЗБЗ).
2.1.2. Внезапность возникновения ЧС природного характера, особенно землетрясений, и техногенных аварий и катастроф, отсутствие методов и способов краткосрочного прогнозирования времени их возникновения, масштабность охватываемой ими территории, вероятность массового поражения населения требуют высокой подготовленности всех звеньев РСЧС и, прежде всего, территориальных ее подсистем, к ликвидации их последствий и организации первоочередного ЖОН.
Основные показатели, характеризующие влияние на население наиболее опасных для него стихийных бедствий и техногенных аварий, приведены в таблице 2.1.
2.1.3. При возникновении на территории субъекта Российской Федерации локальных, муниципальных, межмуниципальных, региональных ЧС организация первоочередного ЖОН рекомендуется осуществлять за счет собственных ресурсов.
При ЧС регионального, межрегионального и федерального характера расходы на проведение мероприятий по первоочередному ЖОН, в первую очередь, рекомендуется осуществлять за счет ресурсов субъекта Российской Федерации, а при их недостаточности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может обратиться в Правительство Российской Федерации за оказанием федеральной помощи.
2.1.4. Органам исполнительной власти всех уровней и органам управления, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, при них при выборе и планировании мероприятий по организации первоочередного ЖОН рекомендуется учитывать данные, приведенные в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Основные показатели, характеризующие опасные для населения стихийные бедствия и техногенные аварии
Основные | Источник возникновения чрезвычайной ситуации | |||
показатели | Катастрофические землетрясения | Крупные аварии на химически опасных объектах | Аварии на радиационно опасных объектах с выбросом радиоактивных веществ в атмосферу | Наводнения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Возможность надежного прогнозирования начала событий | Нет | Нет | Нет | Есть |
Возможная площадь зоны ЧС, км | Тысячи | Десятки | Десятки тысяч | Сотни |
Возможная численность населения в зоне ЧС, чел. | Десятки и сотни тысяч | Десятки и сотни тысяч | Сотни тысяч или даже миллионы | Десятки и сотни тысяч |
Возможные потери населения, чел. | Массовые потери населения | От нескольких десятков до нескольких тысяч | От нескольких сотен до десятков тысяч | Десятки-сотни |
Социальный ущерб населению | Потери жилья, личного имущества, рабочих мест | Нет | Потери жилья, личного имущества, рабочих мест | Потери жилья, личного имущества |
Возможное состояние системы жизнеобеспечения | Разрушение и повреждение практически всех подсистем жизнеобеспечения | Сохраняются, кратковременная невозможность использования | Сохраняются. В зоне сильного загрязнения не могут использоваться длительное время | Частичное повреждение отдельных подсистем |
Продолжительность периода первичного жизнеобеспечения | До 30 суток в зоне ЧС | До 3 суток в местах временного отселения | До 30-40 суток в местах эвакуации | По статистическим данным региона |
Основные мероприятия и виды жизнеобеспечения населения, снижающие его потери в ЧС | Все виды ЖОН. В первые дни приоритетными должны быть медицинское обеспечение и обеспечение водой | Экстренная эвакуация. | Экстренная эвакуация. | Заблаговременная эвакуация. |