Действующий

О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" (с изменениями на 30 ноября 2024 года)

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 декабря 2021 года N 2335

     

Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа"

(с изменениями на 30 ноября 2024 года)



Государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" изложить в следующей редакции:

"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 года N 309
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 16 декабря 2021 года N 2335)

     

Государственная программа Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа"

     

Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа"

     

I. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа


Северо-Кавказский федеральный округ включает в себя 7 субъектов Российской Федерации (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика и Ставропольский край). Площадь Северо-Кавказского федерального округа составляет 170,4 тыс. кв. километров, численность населения на 1 января 2021 г. - 9967,3 тыс. человек (6,82 процента населения Российской Федерации).

Исключительными конкурентными позициями являются трансграничное положение, международные транспортные маршруты, высокий уровень газификации - 85,5 процента (по Российской Федерации - 70,9 процента), высокая доля соответствующих качественных региональных автодорог - 58 процентов (по Российской Федерации - 44,2 процента), энергоизбыточность (+ 1,2 млрд. киловатт-часов), природно-климатические условия.

В Северо-Кавказском федеральном округе развит человеческий потенциал, который предусматривает естественный прирост населения 46,5 тыс. человек (в среднем по субъектам Российской Федерации - убыль 702,1 тыс. человек), высокую плотность населения - 58 человек на кв. километр (в среднем по субъектам Российской Федерации - 9 человек на кв. километр), население моложе трудоспособного возраста - 24 процента (в среднем по субъектам Российской Федерации - 18,7 процента).

При этом субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, обладая высококонкурентными условиями для экономического развития, развитой инфраструктурой, в которую вложены значительные средства федерального бюджета и естественных монополий, имеют самые низкие показатели не только по основным макроэкономическим индикаторам, но и по уровню жизни людей.

По данным за 2019 год, совокупный валовой региональный продукт субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, являлся самым низким среди всех федеральных округов и составлял 2296,7 млрд. рублей (2,4 процента суммарного валового регионального продукта всех субъектов Российской Федерации). При этом более 67,3 процента валового регионального продукта Северо-Кавказского федерального округа обеспечивают Ставропольский край (827 млрд. рублей или 36 процентов) и Республика Дагестан (718,5 млрд. рублей или 31,3 процента).

По душевым показателям валового регионального продукта субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, уступают большинству других субъектов Российской Федерации. В Ставропольском крае душевой показатель валового регионального продукта в 2,2 раза ниже среднероссийского, в Республике Северная Осетия - Алания и Республике Дагестан - в 2,6-2,8 раза, а в остальных субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в 3 раза и более.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по 4 основным видам экономической деятельности) в Северо-Кавказском федеральном округе за 2020 год составил 639,7 млрд. рублей.

Динамика показателей экономики субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, характеризуется разнонаправленными тенденциями. В то же время столь высокие темпы роста во многом обеспечены за счет проявления "эффекта низкой базы". При этом среди регионов наблюдаются значительные расхождения в динамике экономического развития. Если для Ставропольского края, Республики Дагестан, Кабардино-Балкарской Республики в целом характерен устойчивый рост экономики, то в остальных субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, имеет место нестабильная динамика. Выделяется на фоне других субъектов макрорегиона Республика Северная Осетия - Алания, где с 2015 года наблюдается устойчивая отрицательная динамика физического объема валового регионального продукта.

Строительство, агропромышленный комплекс и туризм в предыдущее десятилетие являлись ключевыми отраслями, обеспечившими экономический рост на территории Северо-Кавказского федерального округа. При этом производительность труда в Северо-Кавказском федеральном округе в отличие от большинства субъектов Российской Федерации не является источником экономического роста. Напротив, во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа (за исключением Кабардино-Балкарской Республики) в последние несколько лет производительность труда не растет (спад производительности труда в 2019 году наблюдался только в 11 субъектах Российской Федерации, из которых 2 субъекта Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа).

Вместе с тем Северо-Кавказский федеральный округ характеризуется слабой концентрацией производств продукции с высокой добавленной стоимостью, незначительным объемом сырьевых и топливно-энергетических ресурсов и, как следствие, ключевой ролью малого и среднего предпринимательства - 31,4 процента (по Российской Федерации - 22,5 процента).

Доля налоговых и неналоговых доходов в собственных доходах варьируется от 16,8 процента в Республике Ингушетия до 58,8 процента в Ставропольском крае (по Российской Федерации - 75,5 процента). Низкая налоговая база не позволяет обеспечивать субъектам Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа, многие показатели социально-экономического развития на уровне среднероссийских. Системной проблемой макрорегиона является дефицит и высокий износ энергетической и коммунальной инфраструктуры, что сдерживает приток инвестиций.

В результате в Северо-Кавказском федеральном округе в 2020 году по сравнению с иными субъектами Российской Федерации средняя заработная плата в 1,6 раза ниже среднероссийского уровня, а уровень безработицы самый высокий в стране и составляет 13,9 процента (по Российской Федерации - 5,8 процента) на фоне развитого "теневого сектора". В расчете на душу населения валовой региональный продукт в 2,8 раза меньше среднего по Российской Федерации, объем инвестиций в основной капитал - в 1,9 раза меньше среднероссийского уровня и самый низкий среди федеральных округов.

В регионе отмечается недостаточный уровень развития финансово-кредитной сферы, высокая доля невозврата кредитов, которые ограничивают инвестиционную активность на территории макрорегиона. Основными проблемами работы сектора остается недостаточный объем кредитования бизнеса, в том числе среднесрочных и долгосрочных кредитов.

Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортного лечения, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции. Однако до сих пор естественные преимущества остаются нереализованными из-за недостаточной инвестиционной привлекательности в силу институциональных особенностей, нестабильности экономической и социальной обстановки на территории макрорегиона.

В сфере образования актуальной остается проблема обучения во вторую и третью смены в общеобразовательных организациях. В 2020/2021 учебном году 25,9 процента всех обучающихся в Северо-Кавказском федеральном округе учились во вторую и третью смены, что в 1,7 раза выше среднероссийских значений (15 процентов). Тенденцией, требующей вмешательства, является медленное сокращение количества общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательный процесс во вторую и третью смены - за последние 10 лет всего на 1,8 процента, что является следствием роста численности учащихся в субъектах Российской Федерации, входящих в состав макрорегиона. Наиболее остро проблема обучения во вторую и третью смены стоит в Чеченской Республике (37,9 процента учащихся во вторую и третью смены), Республике Дагестан (31,7 процента) и Республике Ингушетия (28,4 процента). Эти сложности связаны еще и с территориальными диспропорциями в наполняемости школ между горными и равнинными районами.

Кроме того, в Северо-Кавказском федеральном округе актуальным остается вопрос обеспечения доступности дошкольного образования.