Действующий

Об утверждении Официальной статистической методологии наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен (с изменениями на 22 июля 2022 года)

8.2 Расчет индивидуальных и сводных индексов потребительских цен

     

49. Этапы расчета индекса потребительских цен.

Расчет ИПЦ на региональном и федеральном уровнях производится на основе единых методологических принципов и осуществляется в несколько этапов:

формирование весов для расчета ИПЦ на уровне субъекта Российской Федерации, федерального округа, России в целом;

расчет индивидуальных индексов цен на товар (услугу)-представитель на уровне города;

расчет агрегатных индексов на товар (услугу)-представитель на уровне субъекта Российской Федерации, федерального округа, России в целом;

расчет групповых и сводных индексов потребительских цен на уровне субъекта Российской Федерации, федерального округа, России в целом.

50. Расчет индивидуальных и сводных индексов потребительских цен по субъекту Российской Федерации.

Расчет индивидуальных индексов потребительских цен на товар (услугу)-представитель осуществляется на уровне городов, в которых организована регистрация потребительских цен.

Условием расчета этих показателей является полная сопоставимость ценовой информации в отчетном и базисном периодах. В расчет включается информация о ценах, зарегистрированных в двух смежных периодах в одной и той же организации торговли (сферы услуг) на один и тот же товар (услугу) с конкретными потребительскими свойствами, что позволяет исключить влияние структурных и ассортиментных сдвигов.

На первом этапе осуществляется расчет изменений цен (ценовых котировок), который определяется как отношение цены на товар (услугу) с конкретными потребительскими свойствами в отчетном периоде к цене в предыдущем периоде.

, (21)

где:

- изменение цен на товар (услугу) с конкретными потребительскими свойствами () в отчетном периоде () по сравнению с предыдущим периодом ();

- сопоставимая ценовая котировка;

- товар с конкретными потребительскими свойствами;

- отчетный месяц;

- предыдущий месяц.

На втором этапе, на уровне города определяется индивидуальный индекс цен на отдельный товар (услугу)-представитель по формуле Джевонса, как невзвешенное среднее геометрическое соотношений ценовых котировок на один и тот же товар (услугу) в двух смежных периодах.

Формула средней геометрической для определения индивидуальных индексов потребительских цен на товар (услугу)-представитель в городе (уровень элементарных агрегатов) имеет следующий вид:

, (22)

где:

- индекс цен (тарифов) на -й товар (услугу)-представитель в -м городе в отчетном месяце по сравнению с предыдущим месяцем;

- изменения цен на товары (услуги) с конкретными потребительскими свойствами, зарегистрированных в различных организациях торговли (сферы услуг) города (ценовые котировки);

- сопоставимая ценовая котировка на товар (услугу)-представитель;

- город;

- товар (услуга)-представитель;

- товар с конкретными потребительскими свойствами;

- отчетный месяц;