Действующий

Об утверждении Официальной статистической методологии наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен (с изменениями на 22 июля 2022 года)

II. Основные показатели, понятия и определения

_________________

Значения понятий и определений приведены в целях данной Методологии.

7. Показатели статистики потребительских цен, формируемые на основе данных о потребительских ценах на товары и услуги:

индекс потребительских цен на товары и услуги (ИПЦ), который характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного перечня товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода;

базовый индекс потребительских цен (БИПЦ), который в отличие от ИПЦ исключает краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов административного или сезонного характера;

изменение средних потребительских цен (тарифов) на отдельный вид товара или услуги рассчитывается как соотношение цен в отчетном и предыдущем периодах и по своему экономическому содержанию отличается от индекса цен на данный товар или услугу, так как учитывает не только ценовой фактор, но и структурные, ассортиментные сдвиги в реализации товаров и услуг;

оценка ИПЦ - оценочное значение индекса потребительских цен (ИПЦ) по Российской Федерации, рассчитанное на основе еженедельных индексов потребительских цен, зарегистрированных по сокращенному перечню товаров и услуг;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 августа 2022 года приказом Росстата от 22 июля 2022 года N 512. - См. предыдущую редакцию)

средняя потребительская цена (тариф) на отдельный товар (услугу)-представитель - средняя величина из уровней цен на товары (услуги) в различных организациях торговли (сферы услуг). Средние цены формируются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и других структурных факторов: появление новых и исчезновение старых товаров, изменение доли отдельных товаров с различным уровнем цен в объеме реализации, открытие (закрытие) организаций торговли или их перепрофилирование, территориальные сдвиги в размещении товаров с региональной дифференциацией цен и т.д.;

стоимость условного (минимального) набора продуктов питания определяется на основе единых весов (количества продуктов питания по видам) и фактических средних потребительских цен на них по России и субъектам Российской Федерации;

стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации исчисляется на основе единого условно потребляемого количества товаров и услуг, а также фактических средних потребительских цен по России и субъектам;

индекс стоимости жизни (ИСЖ) - показатель, характеризующий отношение стоимости набора товаров и услуг в отдельных городах к среднероссийскому значению и позволяющий определить, насколько один и тот же установленный набор потребительских товаров и услуг с едиными объемами их потребления в различных городах России дороже (или дешевле), чем аналогичный набор в среднем по России. Таким образом ИСЖ позволяет измерить относительную разницу стоимости жизни в отдельных городах с ее среднероссийским значением.

8. Основные понятия и определения, используемые в рамках данной Методологии:

агрегатный индекс цен на отдельные виды товаров (услуг) - рассчитывается как средневзвешенная величина на базе индивидуальных индексов цен на товары (услуги);

асессор - сотрудник Росстата, выполняющий разметку данных;

базисный период индекса - период, для которого значение индекса устанавливается равным 1,0 или 100%;

базовые организации - выборочная совокупность организаций торговли и сферы услуг, в которых осуществляется регистрация потребительских цен и тарифов по сформированному набору товаров (услуг)-представителей;

"Большие данные" ("Big Data") - массивы неагрегированной неструктурированной информации, обрабатываемые машинными методами, для использования при формировании официальной статистической информации;

веса - мера относительной значимости товаров (услуг) в рамках сводного индекса цен, определяемая на основе потребительских расходов домашних хозяйств;

взвешивание - метод индексных расчетов для получения сводных показателей из индивидуальных, каждому из которых придается определенное значение или вес, в общей их совокупности;

данные Государственной информационной системы маркировки товаров (ГИС МТ) - информация о товарах, обладающих маркировкой в рамках Национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Честный Знак;

данные ККТ - информация обо всех наличных и безналичных платежах, осуществляемых с использованием контрольно-кассовой техники (ККТ);

данные просеивания веб-страниц (данные веб-скрейпинга) - данные о товарах и услугах, в том числе ценах на них, извлеченные путем технологий просеивания со страниц Интернет-ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

два смещенных года - период времени, за который разрабатываются веса, используемые для расчета ИПЦ в отчетном году: 8 кварталов, предшествующих последнему кварталу предыдущего года;

импутация цен - заполнение отсутствующих цен условными значениями с использованием различных методов их определения;

индекс цен - относительный показатель, характеризующий изменение цен во времени (выражается в коэффициентах или процентах);

индекс цен базисный - характеризует изменение цен за длительный период по отношению к какому-либо периоду или моменту времени;

индекс цен цепной - характеризует изменение цен в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом;

индивидуальный индекс цен (индекс цен элементарных агрегатов) - представляет собой отношение цены товара (услуги) с конкретными потребительскими свойствами в определенный период времени к цене того же товара (услуги) в предыдущем (базисном) периоде;