60. Постановка судов на якорь или к причальным сооружениям (причалам), а также перемена мест стоянки судов осуществляются на основании суточного графика расстановки и движения судов в морском порту, утверждаемого капитаном морского порта.
________________
61. Сведения о фактических глубинах в акватории и у причалов морского порта, а также проходные осадки судов доводятся капитаном морского порта до сведения мореплавателей и операторов морских терминалов ежегодно и при изменении таких сведений путем направления уведомлений или посредством размещения на сайте администрации морских портов.
62. При получении штормового предупреждения капитан морского порта должен принимать меры по обеспечению безопасности плавания или стоянки судов в морском порту и дает капитанам судов (внешним капитанам полностью автономных судов), операторам СУДС, операторам морских терминалов, владельцам причальных устройств (причалов) и другим лицам и организациям, осуществляющим деятельность в морском порту, указания в отношении порядка плавания и стоянки судов в морском порту на время действия штормового предупреждения.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года приказом Минтранса России от 4 декабря 2023 года N 396. - См. предыдущую редакцию)
63. Любое технически исправное судно, находящееся в морском порту и не имеющее погодных или технических ограничений, по требованию капитана морского порта должно на время шторма покинуть морской порт.
64. Суда с опасными грузами и нефтеналивные суда с неочищенными от остатков груза и недегазированными грузовыми танками, а также бункеруемые наливом суда в период отсутствия естественного освещения (далее - темное время суток) должны нести один красный огонь, видимый по всему горизонту, с дальностью видимости не менее трех морских миль, а при естественном освещении (далее - светлое время суток) - флаг "В" (Браво) в соответствии с Международным сводом сигналов.
________________
Правило 21 главы V приложения к СОЛАС-74.
65. Якорная стоянка судов осуществляется в выделенных на внешних и внутренних рейдах морского порта районах якорных стоянок и якорных местах.
Постановка судов на якорных стоянках осуществляется таким образом, чтобы корпус судна не выходил за границу района якорной стоянки при изменении ветра и течения.
66. Указание мест якорной стоянки судна производится СУДС или СКУС. Если место якорной стоянки небезопасно, капитан судна (внешний капитан полностью автономного судна) должен известить об этом СУДС или СКУС. В таком случае судну должно быть указано иное место, обеспечивающее безопасную стоянку судна. В случае если безопасная якорная стоянка судна в морском порту не может быть обеспечена, такое судно должно выйти за границы морского порта.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года приказом Минтранса России от 4 декабря 2023 года N 396. - См. предыдущую редакцию)
67. Судно, стоящее на якоре, должно держать главные двигатели в готовности в зависимости от обстановки и гидрометеорологического прогноза.
Судно, стоящее на якоре, в темное время суток должно использовать имеющиеся рабочие огни и палубное освещение.
Судно, стоящее с отданными с носа и кормы якорями, кроме огней и знаков, предусмотренных правилом 30 МППСС-72, должно в темное время суток держать штатное освещение направленное на якорную цепь.
68. Швартовые операции осуществляются лагом к причалу и включают в себя:
швартовку судов (маневрирование судов для постановки к причальному устройству (причалу), плавучему причалу, другому портовому гидротехническому сооружению, другому судну;
отшвартовку судов (маневрирование судов для отхода от причального устройства (причала), плавучего причала, другого портового гидротехнического сооружения, другого судна);
перешвартовку судов (перемещение судов, при котором происходит смена причального устройства (причала) с маневрированием в акватории морского порта;
перетяжку судов (перемещение судов в пределах одного причального устройства (причала) или нескольких смежных причальных устройств (причалов).
Швартовые операции производятся в соответствии с ограничениями, указываемыми в обязательных постановлениях в морском порту. Швартовка судов кормой, с отдачей якорей допускается, если это указано в техническом паспорте гидротехнического сооружения или в обязательных постановлениях в морском порту.
69. Подготовка причальных сооружений (причалов) к швартовке и отшвартовке судов должна быть обеспечена оператором морского терминала (причала).
Оператор морского терминала (причала), используя СС или нарочным способом, должен сообщить капитану морского порта о неготовности морского терминала (причала) к швартовке судна в следующих случаях:
неисправность или повреждение причала, его оборудования и/или конструкции;
неготовность груза к погрузке;
технологическая неготовность причала к приему груза (место на причале не освобождено от иного груза);