Недействующий

Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования (утратило силу на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.12.2023 N 3664-р)

Приложение N 1
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
отрасли экологии и природопользования



Проекты цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования


Наименование проекта

Цель проекта

Срок реализации проекта

Краткое описание проекта

Бенефициары

1. Создание федеральной государственной информационной системы
"Экомониторинг"

мониторинг выбросов загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека

до 2024 года

использование федеральной государственной информационной системы "Экомониторинг" позволит

Минприроды России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,

информирование органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц (населения) о состоянии окружающей среды

обеспечить всестороннее и своевременное информирование органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей

публично-
правовая компания "Российский экологический оператор",
органы государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления, граждане и организации

прогнозирование и информационная поддержка принятия управленческих решений

учет выбросов и поглощений парниковых газов

и физических лиц (населения) достоверной и полной информацией о состоянии окружающей среды, а также прогнозирование ее изменения в том числе с использованием средств автоматизированных измерений, а также поддержку принятия решений в сфере углеродного регулирования

2. Создание цифровых сервисов в области гидрометеорологии

обеспечение полного охвата федеральных органов исполнительной власти информацией об опасных метеорологических явлениях в цифровом виде

до 2024 года

использование цифрового решения позволит объединить в единую экосистему данные государственной наблюдательной сети, создаваемую

Росгидромет, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов

повышение эффективности и качества прогнозов опасных метеорологических явлений и неблагоприятных погодных явлений за счет применения новых технологий обработки данных, моделей прогнозов, моделей переноса и распространения загрязнений, технологий интерпретации данных дистанционного зондирования Земли, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта

на их основе информационную продукцию, процессы передачи, хранения, обработки, интерпретации и представления информации, доступа к данным и информации всем категориям пользователей (внешним и внутренним, поставщикам и потребителям, международным организациям, органам государственной власти, организациям, гражданам)

Российской Федерации,
органы местного самоуправления, иные организации, граждане

3. Создание федеральной государственной информационной системы лесного комплекса

обеспечение прозрачности осуществления заключаемых договоров и сделок в области лесных отношений, включая охрану, защиту, воспроизводство лесов, обеспечение возможности учета и процессуального сопровождения административных правонарушений в области лесных отношений;

обеспечение предоставления государственных услуг
в области лесных отношений дистанционно в электронной форме для граждан, хозяйствующих субъектов, государственных и общественных организаций по государственным услугам

до 2025 года

создание федеральной государственной информационной системы лесного комплекса позволит объединить достоверные цифровые базы данных о лесах Российской Федерации,
включая цифровизацию ретроспективных материалов, а также расширить зоны дистанционного мониторинга за осуществляемыми мероприятиями по охране, защите и воспроизводству лесов

Рослесхоз, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления, иные организации (лесопользова-
тели),
граждане

обеспечение прослеживаемости древесины от стадии рубки лесных насаждений до получения продукции переработки древесины и вывоза за пределы Российской Федерации

4. Создание системы управления фондом недр Российской Федерации

обеспечение возможности электронного оформления права пользования недрами

до 2030 года

использование системы управления фондом недр позволит создать цифровые сервисы для

Роснедра, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,

обеспечение приема геологической информации и отчетности в электронном виде, формирования государственного баланса полезных ископаемых в электронном виде

недропользовате-
лей, обеспечить цифровой оборот геологической информации, оперативное автоматизированное формирование аналитической и иной информации

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления, иные организации (недропользова-
тели)

обеспечение доступности геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр

о недрах

5. Создание системы "Водные данные"

обеспечение предоставления государственной услуги "Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования" заявителю только
в электронном виде; обеспечение возможности всем водопользователям производить оплату по договорам водопользования онлайн

до 2023 года

использование цифровой системы "Водные данные" позволит создать цифровые сервисы для водопользователей, сократить время предоставления государственных услуг, обработки информации о водохозяйственной обстановке для принятия управленческих решений, увеличить количество жителей и территорий, защищенных от негативных и неблагоприятных явлений на водных объектах

Росводресурсы, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления, иные организации (водопользователи)

6. Создание комплексной системы обращения с отходами

обеспечение органов государственной власти полной актуальной и непротиворечивой информацией о текущем и перспективном состоянии отрасли обращения с отходами
III-V классов

до 2030 года

создание комплексной системы обращения с отходами обеспечит полную прослеживаемость отходов III-V классов, включая контроль над их обработкой,

публично-правовая компания "Российский экологический оператор", федеральные органы исполнительной власти,
органы

поддержка механизма расширенной ответственности производителей, обеспечение информационной поддержки процессов ликвидации накопленного вреда (в части выведенных из эксплуатации объектов размещения отходов и несанкционированных свалок)

обезвреживанием, утилизацией и захоронением, управление процессами ликвидации накопленного вреда (в части выведенных из эксплуатации объектов размещения отходов и несанкционирован-
ных свалок)

исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления, иные организации (образователи отходов,
операторы обращения с отходами), граждане

обеспечение взаимодействия между органами государственной власти, региональными операторами и населением, в том числе и в части учета, контроля и мониторинга потоков отходов

7. Создание системы поддержки и развития экологического туризма

обеспечение возможности оформления разрешений в электронном виде на посещение федеральных особо охраняемых природных территорий

до 2030 года

использование системы поддержки и развития экологического туризма позволит повысить качество и эффективность процессов

Минприроды России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
органы

обеспечение расчета антропогенной нагрузки и поддержки принятия решений по перераспределению потоков туристов (с применением искусственного интеллекта)

поддержки экологического туризма и экопросвещения на особо охраняемых природных территориях, а также обеспечения природоохранной деятельности на

исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления, иные организации, граждане

обеспечение мониторинга особо охраняемых природных территорий с применением беспилотных летательных аппаратов

особо охраняемых природных территориях

поддержка экопросвещения на особо охраняемых природных территориях

8. Переход на программно-аппаратные средства и программное обеспечение отечественного происхождения

развитие отечественных программно-аппаратных комплексов в сфере мониторинга окружающей среды (в том числе гидрометеорологии и экологического мониторинга)

до 2030 года

переход на программно-аппаратные средства и программное обеспечение отечественного происхождения позволит обеспечить

Минприроды России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
органы местного самоуправления, иные организации

развитие системы информирования о текущем и перспективном состоянии обращения с отходами и реализации механизма расширенной ответственности производителей

формирование на территории субъектов Российской Федерации сети оконечных устройств на отечественной микроэлектронной базе, в числе

(образователи отходов, операторы обращения с отходами, водопользователи, недропользователи,лесопользователи)

запуск в отрасли инновационных решений и критических цифровых технологий на основе больших данных, искусственного интеллекта, интернета вещей, применение беспилотного летательного аппарата с приоритетным применением апробированного и

которых автоматизирован-
ные посты мониторинга окружающей среды, метеопараметров, гидрологических параметров

создание системы инструментов онлайн весового контроля для объектов

сертифицированного отечественного оборудования и программного обеспечения

размещения отходов, систем видеонаблюдения за объектами размещения твердых коммунальных и твердых бытовых отходов

использование российского радиоэлектронного оборудования на заводах по переработке твердых коммунальных и твердых бытовых отходов

формирование типового комплекта датчиков мусоровозов, осуществляющих перевозку твердых коммунальных отходов

контроль с помощью онлайн датчиков потоков отходов III-V классов опасности и уменьшение объемов захоронения отходов

развитие существующих аппаратно-
программных средств вычислительного комплекса с применением отечественных решений как в области серверных решений, так и персональных вычислительных и коммуникационных устройств на базе отечественной микроэлектроники и программного обеспечения