(название, класс) |
(автор (авторский коллектив) учебника) |
(наименование издателя (издателей) |
(правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник) |
(Фамилия, имя, отчество (при наличии) эксперта) |
1. Сведения о квалификации эксперта: | |
Образование | Уровень образования, специализация/специальность/направления подготовки/профиль |
Ученая степень и (или) ученое звание | Указываются при наличии |
Стаж педагогической деятельности и (или) педагогический опыт реализации основных образовательных программ | Количество лет стажа/опыта, область знаний |
Опыт разработки или использования учебника (учебников) или учебно-методических пособий в электронной форме, программ электронной вычислительной машины или других электронных образовательных ресурсов | Да (указываются наименования соответствующих учебника (учебников) или учебно-методических пособий в электронной форме, программ электронной вычислительной машины или других электронных образовательных ресурсов, в разработке которых эксперт принимал участие)/нет |
Опыт осуществления картографической деятельности (для экспертизы учебников, содержащих картографический материал) | Количество лет стажа, опыта/наименования организаций |
Наличие высшего образования (квалификации) и опыта работы в области коррекционной педагогики (при проведении экспертизы специальных учебников) | Образование/квалификация/количество лет стажа, опыта/наименования организаций |
2. Информация об учебнике: | |
2.1. Методическое пособие (при наличии) | Наименования и авторский коллектив: |
2.2. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников | Наименование всех учебников, образующих завершенную предметную линию учебников, и авторские коллективы: |
2.3. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника | Наименование и авторский коллектив: |
2.4. Уровень содержания учебника | Базовый/углубленный уровень |
3. Критерии экспертизы учебника |
N | Критерии экспертизы учебника | Экспертная оценка по критерию в соответствии с пунктом 10 Порядка | Примечание |
3.1. | Принадлежность учебника к совокупности учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне образования (за исключением специального учебника). | ||
3.2. | Соответствие наименования учебника наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего федерального государственного образовательного стандарта. | ||
3.3. | Обеспечение соответствия содержания учебника требованиям федерального государственного образовательного стандарта по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, содержанию примерных основных образовательных программ. | ||
3.4. | Правильность отображения Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства в области наименований географических объектов, а также политического устройства мира: названий государств и территорий, их столиц и центров, достоверности отображения государственных границ иностранных государств на картографическом материале, представленном в учебнике (при проведении экспертизы учебников, содержащих картографический материал). | ||
3.5. | Отсутствие в учебнике ошибок, в том числе грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых, опечаток (в том числе применительно к иллюстративному материалу, комментариям, примечаниям). | ||
3.6. | Соответствие текста учебника нормам речи и правилам речевого этикета языка, на котором издан учебник, а также отсутствие в учебнике ненормативной лексики. | ||
3.7. | Соответствие иллюстративного материала, содержащегося в учебнике, целям достижения образовательных результатов по программам соответствующего уровня общего образования и направленности. | ||
3.8. | Отсутствие в учебнике сведений (информации), противоречащих (противоречащей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации и (или) оправдывающих (оправдывающей) противоправное поведение. | ||
3.9. | Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных (направленной) на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам. | ||
3.10. | Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих (побуждающей) детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни (самоубийству). | ||
3.11. | Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к употреблению наркотических, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических. | ||
3.12. | Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к асоциальному поведению и (или) образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству, проституции. | ||
3.13. | Отсутствие в учебнике сведений (информации), обосновывающих (обосновывающей) или оправдывающих (оправдывающей) допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающих (побуждающей) осуществить насильственные действия по отношению к людям или животным. | ||
3.14. | Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных (направленной) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма, в том числе ссылок на информационные материалы, содержащиеся в федеральном списке экстремистских материалов и (или) на доменные имена, указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". | ||
3.15. | Отсутствие в учебнике информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи. | ||
3.16. | Полнота представления в содержании учебника научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету. | ||
3.17. | Использование в содержании учебника понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания. | ||
3.18. | Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебника недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов, в том числе о событиях и участниках Второй мировой войны. | ||
3.19. | Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебника фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию используемых для аргументации, иллюстрации или объяснения научных идей, гипотез или теорий. | ||
3.20. | Наличие в учебнике сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий, в том числе полученных и разработанных в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 (при условии применимости). | ||
3.21. | Отражение в учебнике вклада российских деятелей науки, культуры, а также выдающихся изобретателей и инженеров России в развитие научных знаний, культуры и технологического развития (при условии применимости). | ||
3.22. | Направленность содержания учебника на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности. | ||
3.23. | Структурированность, логичность и последовательность содержания учебника в изложении предметного материала. | ||
3.24. | Проработанность методического аппарата учебника в части реализации системно-деятельностного подхода в обучении предмету, развития мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся. | ||
3.25. | Проработанность методического аппарата учебника в части обеспечения овладения обучающимися приемами отбора, анализа, синтеза информации на определенную тему. | ||
3.26. | Проработанность методического аппарата учебника в части формирования навыков смыслового чтения, самостоятельной учебной деятельности, применения полученных знаний в практической деятельности. | ||
3.27 | Проработанность методического аппарата учебника в части формирования критического мышления, развития аргументированного представления точки зрения. | ||
3.28. | Обеспечение возможности использования учебника в групповой деятельности обучающихся, поддержке коммуникации между участниками образовательных отношений. | ||
3.29. | Разнообразие видов текстовой информации, иллюстраций, материалов, представленных в графическом и табличном виде в содержании учебника. | ||
3.30. | Изложение материалов учебника с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся. | ||
3.31. | Изложение материалов учебника с учетом особенностей и направленности образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (для учебников, обеспечивающих реализацию образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования) (для заполнения начиная с 1 сентября 2023 года). | ||
3.32. | Соответствие формы подачи материала учебника примерным адаптированным основным образовательным программам (для специальных учебников). | ||
3.33. | Соответствие примера рабочей программы по учебному предмету, содержащегося в методическом пособии для учителя, примерной основной образовательной программе и примерной рабочей программе по учебному предмету (при наличии). | ||
3.34. | Отсутствие в учебнике заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронной формы учебника. | ||
3.35. | Наличие в тексте учебника ссылок на дополнительные источники информации по предмету, ориентирующие обучающихся использовать достоверные и актуальные источники информации. | ||
4. Дополнительные критерии экспертизы для электронной формы учебников: | |||
4.1. | Соответствие структуры и содержания цифровой копии и электронной форм учебника друг другу. | ||
4.2. | Корректное отображение и функционирование электронной формы учебника с помощью программ для трех или более операционных систем, не менее двух из которых - для мобильных устройств. | ||
4.3. | Корректное отображение и функционирование электронной формы учебника не менее чем на двух видах электронных устройств (стационарном или персональном компьютере, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетном компьютере, и иным электронным устройствам вывода информации). | ||
4.4. | Наличие возможности создания пользователем в электронной форме учебника заметок, закладок и перехода к ним. | ||
4.5. | Наличие возможности определения номера страниц цифровой копии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме. | ||
4.6. | Наличие в электронной форме учебника дидактически обоснованных и методически проработанных мультимедийных и интерактивных средств, активизирующих познавательные способности и повышающих эффективность обучения по предмету. | ||
5. Дополнительные критерии экспертизы для учебников, предназначенных для слепых и слабовидящих обучающихся: | |||
5.1. | Печатная форма учебника должна быть выполнена шрифтом Брайля. | ||
5.2. | Наличие схем, таблиц, иллюстраций, выполненных в рельефно-графическом формате, которые уточняют и конкретизируют содержание учебника и способствуют компенсации недостатка чувственного опыта у слепых и слабовидящих обучающихся. | ||
5.3. | Наличие (за исключением учебников, предназначенных для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования, а также в случае, когда большая часть информации в учебнике представлена в графической форме (учебники по предмету "Изобразительное искусство", "Технология", "Физическая культура") электронного приложения к учебнику, которое расценивается не является как аналогом электронной формы учебника для данной категории обучающихся. | ||
6. Дополнительные критерии экспертизы для электронных приложений к специальным учебникам, предназначенным для слепых и слабовидящих обучающихся: | |||
6.1. | Соответствие электронного приложения содержанию и структуре печатной формы учебника (за исключением графических объектов и связанных с ними текстовых пояснений, заданий и упражнений). | ||
6.2. | Представление электронного приложения в плоскопечатном текстовом или звуковом формате. | ||
6.3. | Наличие возможности воспроизведения электронного приложения при помощи тифлофлешплеера, персонального или планшетного компьютера под управлением программы экранного доступа, а также чтения электронного приложения с помощью дисплеев Брайля. | ||
6.4. | Наличие в электронном приложении элементов управления, обеспечивающих быструю навигацию по документу (разметка по заголовкам, перекрёстные ссылки). | ||
6.5. | Замена простых графических объектов (схем, иллюстраций) содержащихся в печатной форме учебника, текстовыми пояснениями или тифлокомментариями. |
Эксперт | |||||||
/ | / | ||||||
(подпись) | фамилия, имя, отчество (при наличии) | ||||||
" | " | 20 | г. |