Недействующий

Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утратил силу с 10.03.2023 на основании приказа Минпросвещения России от 02.12.2022 N 1053)

Индивидуальный лист эксперта по результатам проведения экспертизы учебника

(название, класс)

(автор (авторский коллектив) учебника)

(наименование издателя (издателей)

(правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник)

(Фамилия, имя, отчество (при наличии) эксперта)

1. Сведения о квалификации эксперта:

Образование

Уровень образования, специализация/специальность/направления подготовки/профиль

Ученая степень и (или) ученое звание

Указываются при наличии

Стаж педагогической деятельности и (или) педагогический опыт реализации основных образовательных программ

Количество лет стажа/опыта, область знаний

Опыт разработки или использования учебника (учебников) или учебно-методических пособий в электронной форме, программ электронной вычислительной машины или других электронных образовательных ресурсов

Да (указываются наименования соответствующих учебника (учебников) или учебно-методических пособий в электронной форме, программ электронной вычислительной машины или других электронных образовательных ресурсов, в разработке которых эксперт принимал участие)/нет

Опыт осуществления картографической деятельности (для экспертизы учебников, содержащих картографический материал)

Количество лет стажа, опыта/наименования организаций

Наличие высшего образования (квалификации) и опыта работы в области коррекционной педагогики (при проведении экспертизы специальных учебников)

Образование/квалификация/количество лет стажа, опыта/наименования организаций

2. Информация об учебнике:

2.1. Методическое пособие (при наличии)

Наименования и авторский коллектив:

2.2. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников

Наименование всех учебников, образующих завершенную предметную линию учебников, и авторские коллективы:

2.3. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника

Наименование и авторский коллектив:

2.4. Уровень содержания учебника

Базовый/углубленный уровень

3. Критерии экспертизы учебника


N
п/п

Критерии экспертизы учебника

Экспертная оценка по критерию в соответствии с пунктом 10 Порядка

Примечание

3.1.

Принадлежность учебника к совокупности учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне образования (за исключением специального учебника).

3.2.

Соответствие наименования учебника наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего федерального государственного образовательного стандарта.

3.3.

Обеспечение соответствия содержания учебника требованиям федерального государственного образовательного стандарта по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, содержанию примерных основных образовательных программ.

3.4.

Правильность отображения Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства в области наименований географических объектов, а также политического устройства мира: названий государств и территорий, их столиц и центров, достоверности отображения государственных границ иностранных государств на картографическом материале, представленном в учебнике (при проведении экспертизы учебников, содержащих картографический материал).

3.5.

Отсутствие в учебнике ошибок, в том числе грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых, опечаток (в том числе применительно к иллюстративному материалу, комментариям, примечаниям).

3.6.

Соответствие текста учебника нормам речи и правилам речевого этикета языка, на котором издан учебник, а также отсутствие в учебнике ненормативной лексики.

3.7.

Соответствие иллюстративного материала, содержащегося в учебнике, целям достижения образовательных результатов по программам соответствующего уровня общего образования и направленности.

3.8.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), противоречащих (противоречащей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации и (или) оправдывающих (оправдывающей) противоправное поведение.

3.9.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных (направленной) на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам.

3.10.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих (побуждающей) детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни (самоубийству).

3.11.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к употреблению наркотических, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических.

3.12.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к асоциальному поведению и (или) образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству, проституции.

3.13.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), обосновывающих (обосновывающей) или оправдывающих (оправдывающей) допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающих (побуждающей) осуществить насильственные действия по отношению к людям или животным.

3.14.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных (направленной) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма, в том числе ссылок на информационные материалы, содержащиеся в федеральном списке экстремистских материалов и (или) на доменные имена, указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

3.15.

Отсутствие в учебнике информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.

3.16.

Полнота представления в содержании учебника научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету.

3.17.

Использование в содержании учебника понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания.

3.18.

Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебника недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов, в том числе о событиях и участниках Второй мировой войны.

3.19.

Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебника фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию используемых для аргументации, иллюстрации или объяснения научных идей, гипотез или теорий.

3.20.

Наличие в учебнике сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий, в том числе полученных и разработанных в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 (при условии применимости).

3.21.

Отражение в учебнике вклада российских деятелей науки, культуры, а также выдающихся изобретателей и инженеров России в развитие научных знаний, культуры и технологического развития (при условии применимости).

3.22.

Направленность содержания учебника на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности.

3.23.

Структурированность, логичность и последовательность содержания учебника в изложении предметного материала.

3.24.

Проработанность методического аппарата учебника в части реализации системно-деятельностного подхода в обучении предмету, развития мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся.

3.25.

Проработанность методического аппарата учебника в части обеспечения овладения обучающимися приемами отбора, анализа, синтеза информации на определенную тему.

3.26.

Проработанность методического аппарата учебника в части формирования навыков смыслового чтения, самостоятельной учебной деятельности, применения полученных знаний в практической деятельности.

3.27

Проработанность методического аппарата учебника в части формирования критического мышления, развития аргументированного представления точки зрения.

3.28.

Обеспечение возможности использования учебника в групповой деятельности обучающихся, поддержке коммуникации между участниками образовательных отношений.

3.29.

Разнообразие видов текстовой информации, иллюстраций, материалов, представленных в графическом и табличном виде в содержании учебника.

3.30.

Изложение материалов учебника с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся.

3.31.

Изложение материалов учебника с учетом особенностей и направленности образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (для учебников, обеспечивающих реализацию образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования) (для заполнения начиная с 1 сентября 2023 года).

3.32.

Соответствие формы подачи материала учебника примерным адаптированным основным образовательным программам (для специальных учебников).

3.33.

Соответствие примера рабочей программы по учебному предмету, содержащегося в методическом пособии для учителя, примерной основной образовательной программе и примерной рабочей программе по учебному предмету (при наличии).

3.34.

Отсутствие в учебнике заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронной формы учебника.

3.35.

Наличие в тексте учебника ссылок на дополнительные источники информации по предмету, ориентирующие обучающихся использовать достоверные и актуальные источники информации.

Соответствие информации, приведенной в методическом пособии для учителя содержанию соответствующего учебника.

4. Дополнительные критерии экспертизы для электронной формы учебников:

4.1.

Соответствие структуры и содержания цифровой копии и электронной форм учебника друг другу.

4.2.

Корректное отображение и функционирование электронной формы учебника с помощью программ для трех или более операционных систем, не менее двух из которых - для мобильных устройств.

4.3.

Корректное отображение и функционирование электронной формы учебника не менее чем на двух видах электронных устройств (стационарном или персональном компьютере, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетном компьютере, и иным электронным устройствам вывода информации).

4.4.

Наличие возможности создания пользователем в электронной форме учебника заметок, закладок и перехода к ним.

4.5.

Наличие возможности определения номера страниц цифровой копии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме.

4.6.

Наличие в электронной форме учебника дидактически обоснованных и методически проработанных мультимедийных и интерактивных средств, активизирующих познавательные способности и повышающих эффективность обучения по предмету.

5. Дополнительные критерии экспертизы для учебников, предназначенных для слепых и слабовидящих обучающихся:

5.1.

Печатная форма учебника должна быть выполнена шрифтом Брайля.

5.2.

Наличие схем, таблиц, иллюстраций, выполненных в рельефно-графическом формате, которые уточняют и конкретизируют содержание учебника и способствуют компенсации недостатка чувственного опыта у слепых и слабовидящих обучающихся.

5.3.

Наличие (за исключением учебников, предназначенных для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования, а также в случае, когда большая часть информации в учебнике представлена в графической форме (учебники по предмету "Изобразительное искусство", "Технология", "Физическая культура") электронного приложения к учебнику, которое расценивается не является как аналогом электронной формы учебника для данной категории обучающихся.

6. Дополнительные критерии экспертизы для электронных приложений к специальным учебникам, предназначенным для слепых и слабовидящих обучающихся:

6.1.

Соответствие электронного приложения содержанию и структуре печатной формы учебника (за исключением графических объектов и связанных с ними текстовых пояснений, заданий и упражнений).

6.2.

Представление электронного приложения в плоскопечатном текстовом или звуковом формате.

6.3.

Наличие возможности воспроизведения электронного приложения при помощи тифлофлешплеера, персонального или планшетного компьютера под управлением программы экранного доступа, а также чтения электронного приложения с помощью дисплеев Брайля.

6.4.

Наличие в электронном приложении элементов управления, обеспечивающих быструю навигацию по документу (разметка по заголовкам, перекрёстные ссылки).

6.5.

Замена простых графических объектов (схем, иллюстраций) содержащихся в печатной форме учебника, текстовыми пояснениями или тифлокомментариями.


Эксперт

/

/

(подпись)

фамилия, имя, отчество (при наличии)

"

"

20

г.