7.1. Правом на обжалование решений контролирующего органа, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого принято решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия или подготовлен акт контрольного (надзорного) мероприятия, выдано предписание об устранении выявленных нарушений или совершены действия (бездействия) должностных лиц контролирующего органа в рамках контрольного (надзорного) мероприятия.
7.2. Решения контролирующего органа и действия (бездействия) его должностных лиц, указанные в пункте 7.1 настоящего Положения, могут быть обжалованы как в судебном, так и досудебном порядке.
7.3. Судебное обжалование решений контролирующего органа, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.4. С 1 января 2023 г. судебное обжалование решений контролирующего органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суде решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность.
7.5. Досудебный порядок подачи жалобы:
7.5.1. Жалоба подается контролируемым лицом в контролирующий орган в порядке, предусмотренном статьей 40 Федерального закона № 248-ФЗ.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 12 марта 2024 года N 443-ПП. - См. предыдущую редакцию)
При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью, за исключением подачи жалобы, содержащей сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.
При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью, за исключением подачи жалобы, содержащей сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.
7.5.2. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в контролирующий орган на бумажном носителе с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, при соблюдении иных требований, предусмотренных настоящим разделом Положения.
7.5.3. Подача жалобы может быть осуществлена полномочным представителем контролируемого лица в случае делегирования ему соответствующего права.
7.5.4. Жалоба должна содержать следующие сведения:
7.5.4.1. Наименование контролирующего органа, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются.
7.5.4.2. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней.
7.5.4.3. Сведения об обжалуемых решении контролирующего органа и (или) действии (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу.
7.5.4.4. Основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением контролирующего органа и (или) действием (бездействием) должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии.
7.5.4.5. Требования лица, подавшего жалобу.
7.5.4.6. Учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подается жалоба, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
7.5.5. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения контролирующего органа.
Контролирующий орган в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает одно из следующий решений:
- о приостановлении исполнения обжалуемого решения контролирующего органа;
- об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения контролирующего органа.
Информация о решении по ходатайству о приостановлении исполнения обжалуемого решения контролирующего органа направляется лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения.
7.5.6. Жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контролирующего органа либо членов их семей.
7.5.7. К жалобе может быть приложена позиция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве, относящаяся к предмету жалобы. Ответ на позицию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве направляется контролирующим органом лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.
7.5.8. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в контролирующий орган, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
7.5.9. Жалоба на решение контролирующего органа, действие (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
7.5.10. Жалоба на предписание контролирующего органа может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.