Уровни автономности транспортных средств
Для целей Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года используются следующие базовые понятия об уровнях автономности транспортных средств, которые могут быть скорректированы и уточнены в соответствующих технических стандартах:
1) уровни автономности автомобильного транспорта:
уровень 0 - управление автомобилем осуществляется под полным контролем водителя. Различные ассистенты только предупреждают об опасных ситуациях и оказывают кратковременную помощь (например, наличие антиблокировочной системы ABS, системы помощи при экстренном торможении, круиз-контроля и др.);
уровень 1 - автомобиль может сам рулить, тормозить или ускоряться, причем выполнять только что-то одно и только в конкретных ограниченных случаях;
уровень 2 - усовершенствованные системы помощи водителям, которые способны сами ускоряться, тормозить, рулить и кратковременно допускать отсутствие рук водителя на руле при определенных обстоятельствах (автопилот). Автопилот может быть в любой момент включен или выключен по желанию водителя и управляет рулением, скоростью автомобиля и торможением;
уровень 3 - автомобиль способен двигаться почти без контроля пилота, особенно на дорогах с "предсказуемым" движением (например на шоссе, автостраде). Водитель должен быть готов в любой момент взять управление на себя, так как в некоторых нестандартных ситуациях автомобиль может реагировать на обстановку на дороге некорректно, что может создавать аварийные ситуации;
уровень 4 - полностью беспилотное управление по заранее детализированным трехмерным картам пространства. При потере ориентира автомобиль паркуется на обочине и восстанавливает локационные функции. Вмешательство человека требуется только в случае потери навигации;
уровень 5 - полностью автономное вождение, требующее лишь активации автомобиля и задания координат назначения. Вмешательство человека не требуется;
2) уровни автономности железнодорожного транспорта:
GoA1 - ручное управление поездом может быть дополнено системой помощи машинисту (driver assistance system - DAS) для определения следования по расписанию и определения профиля движения;
GoA2 - команды управления тягой и торможения отдаются автоматически, а команда начала движения отдается машинистом. Нет автоматического определения препятствий - машинист берет управление в нетипичных для системы условиях и чрезвычайных ситуациях;
GoA3 - автоматическое управление поездом (включая определение препятствий). Машинист отсутствует, но есть помощник машиниста, который берет управление в чрезвычайных ситуациях;
GoA4 - полная автоматизация всех функций управления подвижным составом, отсутствие людей в поезде;
3) уровни автономности водного и морского транспорта (AL - autonomous level):
AL 0 - автоматизация отсутствует, все процессы выполняются с привлечением человека;
AL 1 - все действия выполняются человеком, но также присутствуют системы помощи в принятии решений, основанные на анализе загруженных данных;
AL 2 - все действия выполняются человеком, но также присутствуют системы помощи в принятии решений, основанные на анализе данных с борта или из внешнего источника на суше;
AL 3 - все решения и действия принимаются алгоритмами, основанными на анализе данных, получаемых как с борта судна, так и с суши. Человек контролирует решения и действия алгоритмов;
AL 4 - решения и действия осуществляются автономно под контролем человека. Особо важные решения реализуются таким образом, чтобы дать возможность операторам-людям поменять решение в чрезвычайной ситуации;
AL 5 - редкий контроль человеком, решения полностью принимаются системой;
AL 6 - все решения полностью принимаются и реализуются системой.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"