Действующий

О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года (с изменениями на 6 ноября 2024 года)

5. Предложения по сокращению сроков прохождения таможенных процедур и цифровизации деятельности


Согласно рейтингу Всемирного банка, основанному на опросах потребителей, Российская Федерация располагается на 75-м месте по индексу эффективности логистики (Logistics Performance Index). Общий балл Российской Федерации - 2,76 из 5, при этом наименьший балл - в аспекте эффективности таможни (2,42 из 5).

Причиной низкого балла является повышенное время прохождения таможенных процедур и несовершенство административных процессов. В целях повышения эффективности процесса таможенного контроля необходима совместная работа с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела Российской Федерации, необходимо обеспечить:

отсутствие ожидания перед таможенными постами, а также поддержание высокой скорости прохождения таможенных процедур;

цифровизацию и автоматизацию процедур таможенного контроля;

дополнительное упрощение правил таможенного регулирования и системы пошлин по номенклатурам, а также снижение объема запрашиваемой информации;

дополнительное упрощение процесса таможенного контроля и увеличение скорости прохождения таможенных процедур для перевозчиков и грузовладельцев с риск-профилем, соответствующим высокому уровню надежности;

синхронизацию режима работы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации с пунктами пропуска на территории сопредельных государств.

Критерием улучшения процессов таможенного оформления будет являться повышение уровня восприятия представителей бизнеса в отношении процесса таможенного оформления.

В рамках цифровизации и автоматизации процедур таможенного контроля одним из рычагов сокращения времени таможенного оформления может стать переход на электронные навигационные пломбы в контейнерных перевозках. В результате изменения этого процесса возможно также введение безостановочного транзита по территории Российской Федерации при условии взаимного признания информации, получаемой от электронных пломб, государствами - членами Евразийского экономического союза и организации системы обращения электронных пломб.