Действующий

О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года (с изменениями на 6 ноября 2024 года)

4. Предложения по параметрам строительных материалов и технологий, доступности материалов и ресурсов


Транспортная отрасль формирует заказ для строительной отрасли, поэтому необходимо согласованное развитие этих отраслей для обеспечения доступности строительных материалов, повышения качества и удешевления строительных работ.

Для повышения эффективности строительных работ необходимы следующие мероприятия:

создание конкурентоспособных на мировом рынке материалов, конструкций и технологий для развития инфраструктуры всех видов транспорта;

развитие производства материалов повторного использования в целях снижения расхода невозобновляемых природных ресурсов;

разработка новых видов строительных материалов, производство, применение и утилизация которых оказывают меньшее негативное воздействие на окружающую среду по сравнению с традиционными видами строительных материалов;

применение энергосберегающих технологий, позволяющих удешевить производство строительных материалов;

разработка технологий для увеличения длительности строительного сезона;

внедрение долговечных материалов и технологий, направленных на увеличение межремонтных сроков и повышающих производительность строительных работ;

проведение планомерных и систематизированных отечественных фундаментальных и поисковых научных исследований, а также создание официальных опытно-экспериментальных полигонов;

совершенствование государственной экспертизы, применение наилучших технологий и материалов с учетом жизненного цикла объекта капитального строительства;

проведение мониторинга результатов применения новых технологий и материалов с последующей оценкой их эффективности по качественным и количественным показателям;

обеспечение регулярного обновления действующей сметно-нормативной базы, нормативов и норм, учитывающих внедрение новых, усовершенствованных технологий ремонта инфраструктуры.

Для создания принципиально новых технологий и материалов потребуются опережающее развитие науки, проведение фундаментальных, поисковых научных исследований, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ.

Направлениями развития научного обеспечения являются:

повышение качества дорожно-строительных материалов, прежде всего битумосодержащих вяжущих материалов и асфальтобетона, в целях увеличения долговечности дорожных покрытий;

совершенствование свойств композиционных и полимерных материалов в целях обеспечения надежности конструкций автомобильных дорог, гидротехнических сооружений и иных объектов в течение заданного срока службы;

создание системы мониторинга ресурсного обеспечения субъектов основными дорожно-строительными материалами, дорожной техникой и складскими мощностями;

формирование комплексной системы нормативно-технических, нормативно-правовых и других документов, регулирующих требования, области применения и оценку соответствия дорожно-строительных материалов установленным требованиям.

Для обеспечения доступности строительных материалов и ресурсов должна быть организована долгосрочная система планирования развития инфраструктуры, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации, а также организовано взаимодействие с поставщиками. Требуется расширение программы мониторинга обеспеченности субъектов Российской Федерации (с учетом транспортной доступности и климатических особенностей) основными строительными ресурсами с функциями сбора, анализа и агрегирования информации о ценах на строительные ресурсы на основании данных из различных источников по субъектам Российской Федерации в целях расчета индексов изменения сметной стоимости строительства.

Необходимы учет особенностей проектирования, строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры в федеральной сметной нормативной базе, разработка и актуализация отраслевых сметных нормативов в соответствии с полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, расширение номенклатуры индексов изменения сметной стоимости для объектов транспортной инфраструктуры.

Организация строительства и развития инфраструктуры должна выполняться преимущественно на принципах контракта жизненного цикла (с объединением в один контракт различных видов работ), а также предусматривать использование новых технологий и материалов.

Смежные отрасли должны обеспечить использование устойчивых технологий в строительстве, которые позволяют отслеживать и контролировать уровень вредных выбросов при осуществлении строительных и ремонтных работ.

Для обеспечения планируемых объемов дорожного строительства необходимо удовлетворение растущего спроса на щебень, песок, битумные материалы, металл, цемент и минеральный порошок. Необходимо обеспечение доступа на рынок подрядных организаций разных уровней, а также обеспечение роста и развития компетенций этих организаций. При этом требуется совершенствование конкурсных и контрольных процедур, включая взаимодействие с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах Российской Федерации, по выявлению потенциально недобросовестных подрядчиков на основе обработки банковской и налоговой информации. Также требуется развитие инструмента казначейских аккредитивов, позволяющих оплачивать работы подрядчиков всех уровней по факту приемки готового объекта, как полной или частичной замены авансовых платежей. Применение этих новаций потребует соответствующих изменений в законодательстве.

Для строительства и реконструкции рельсовой инфраструктуры, в частности инфраструктуры для тяжеловесного движения, инфраструктуры для городского пассажирского рельсового транспорта, необходима поставка сопутствующего ресурсного обеспечения.

В рамках развития воздушного транспорта в 2021-2035 годах планируется реконструкция 181 аэродромного (аэропортового) комплекса, которая потребует значительного объема строительных материалов.

Для развития внутреннего водного и морского транспорта необходимо обеспечение поставок материалов для программы строительства новых судов и развития гидротехнической инфраструктуры, развития портовой инфраструктуры.

Особым вызовом для реализации программ развития транспортной инфраструктуры станет адаптация технологий строительства и материалов к изменениям климата, прежде всего, для проектов в зоне многолетней мерзлоты.