При завершении реализации Стратегии существует вероятность реализации стресс-сценариев, при которых "углеродная нейтральность" в мире будет достигнута уже к 2050 году благодаря ускоренному развитию технологий, существенно превышающему консенсус-оценки отраслевых экспертов, в том числе в области водородной энергетики, солнечной энергетики, технологий хранения энергии и других технологий.
Изменения структуры экономики, технологические новации и внедрение механизмов трансграничного углеродного регулирования в странах - импортерах продукции российского промышленного и топливно-энергетического комплекса могут привести к сокращению объемов экспорта и внутреннего потребления российского угля уже к 2030 году, а также объема нефтегазового сектора. В результате такого сценария ожидается снижение угольной генерации (к 2030 году - до 4 процентов относительно 2020 года), снижение объема нефтегазового экспорта после 2030 года темпом до - 4 процентов ежегодно, при этом ненефтегазовый экспорт продолжит рост на уровне 2-3 процентов ежегодно.
При реализации соответствующего стресс-сценария для транспортного комплекса актуальны следующие риски:
снижение темпов роста валового внутреннего продукта, снижение бюджетных доходов в результате сокращения экспорта энергетических ресурсов, сокращение необходимых инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры;
ухудшение условий привлечения финансирования для предприятий транспортной отрасли, в первую очередь для предприятий транспортной отрасли, связанных с перевозкой продукции с высоким "углеродным следом";
перераспределение структуры экономики с увеличением доли "постиндустриальных" отраслей, что потребует соответствующей трансформации транспортной отрасли.
В рамках реагирования на риски декарбонизации необходима реализация следующих мер:
обеспечение международного признания российских подходов к определению и верификации "зеленых" проектов, что позволит расширить круг потенциальных инвесторов и обеспечить доступ к более дешевому финансированию;
обеспечение интеграции вопросов повестки декарбонизации в стратегии российских транспортных компаний;
введение институциональных механизмов стимулирования декарбонизации для организаций транспортной отрасли и их клиентов;
поддержка электрификации транспорта и перехода на новые виды топлива, запланированные в рамках Стратегии (при завершении реализации Стратегии доля альтернативных видов топлива составит до 30 процентов);
стимулирование к отказу от личного автомобильного транспорта в пользу низкоуглеродного и безуглеродного общественного транспорта;
внедрение новых информационных технологий контроля и позиционирования, интеллектуальных информационных систем мониторинга и управления на транспорте с целью комплексной оптимизации транспортных систем и сокращения влияния отрасли на окружающую среду и другие меры.