Отрасль машиностроения является одной из ключевых смежных отраслей, так как отвечает за производство подвижного состава, транспортных средств и внедрение инноваций, которые позволяют повысить эффективность транспортного сектора.
Предприятия, связанные с производством всех видов подвижного состава и транспортных средств, должны учитывать целевые показатели и прогнозные значения, определяемые в Стратегии.
Для обеспечения растущего грузо- и пассажирооборота необходимо увеличение рыночных предложений на 10-20 процентов в части предложения транспортных средств, в том числе автобусов, грузовых автомобилей и подвижного состава для рельсового транспорта.
Рост использования железнодорожного транспорта, в том числе в агломерационном и внеагломерационном пассажирском сообщении и грузоперевозках, будет способствовать необходимости в развитии и поставках рельсовой инфраструктуры, а также во внедрении таких инноваций, как развитие вагонов с улучшенными технико-экономическими характеристиками и увеличение их доли в общем парке, снижение веса рамы за счет новых конструктивных решений (например, оптимизации топологии) и повышение гибкости управления вагонами за счет унификации платформы.
Актуальной задачей является удешевление производства и эксплуатации рельсовых автобусов и других видов железнодорожного пассажирского подвижного состава, используемых для перевозок пассажиров на линиях с малым пассажиропотоком.
Продолжающийся рост объемов контейнеризации, которые вырастут с 8,2 процента в 2019 году до 16-20 процентов в 2035 году, создаст дополнительный спрос на контейнеры и контейнерные платформы, а также на терминальную перегрузочную технику.
Потребность российских авиаперевозчиков в основных типах отечественных воздушных судов составит 700 самолетов до 2030 года с учетом запланированных поставок 45 отечественных воздушных судов в парк создаваемой единой дальневосточной авиакомпании до 2025 года. Эта потребность обусловлена как ожидаемым ростом объема перевозок, так и необходимостью замены более чем 800 воздушных судов зарубежного производства, близких к завершению срока эксплуатации. Удовлетворение этой потребности реализуется за счет создания конкурентного предложения региональных и магистральных воздушных судов отечественного производства (ЛМС, Л-410, Ил-114, SSJ, МС-21). Потребность российских эксплуатантов в парке вертолетов к 2030 году составляет 438 единиц.
Необходима организация взаимодействия между авиапромышленностью и компаниями гражданской авиации. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, может организовывать формирование консолидированного заказа со стороны воздушного транспорта для обеспечения экономически эффективных объемов производства. В настоящее время реализуется 17 программ поддержки авиакомпаний, производителей авиационной техники и лизинговых компаний со стороны федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики в области развития авиационной техники. При разработке, производстве и послепродажном обслуживании отечественных воздушных судов авиапромышленность должна учитывать в том числе:
летно-технические характеристики российских воздушных судов, которые должны соответствовать характеристикам сравнимых зарубежных воздушных судов или превосходить их;
организацию послепродажного обслуживания воздушных судов в соответствии с современными требованиями, что подразумевает организацию широкой сети баз технического обслуживания и ремонтов, а также эффективных цепочек поставок запасных частей и компонентов. На государственном уровне могут разрабатываться программы по поддержке разработки комплектующих изделий и агрегатов для обслуживания воздушных судов в течение их жизненного цикла, а также по размещению центров послепродажного обслуживания в базовых аэропортах основных эксплуатантов и стартовых заказчиков отечественных воздушных судов;
возможность эксплуатации воздушных судов, эксплуатация которых планируется на территориях Арктической зоны Российской Федерации и Дальнего Востока, в условиях низких температур и посадок на грунтовые взлетно-посадочные полосы ограниченной протяженности.
Отдельной задачей в части развития самолето- и вертолетостроения для нужд транспортного комплекса является обеспечение достаточного числа тренажеров для пилотов и учебных воздушных судов для обеспечения материально-технической базы учебных заведений.
Развитие отечественного судостроения в части морских и речных судов необходимо для полноценной реализации потенциала перевозок внутренним водным транспортом, а также для обеспечения стратегической безопасности экспорта.
Опережающий рост внутреннего водного транспорта будет способствовать повышению спроса на судостроение. Ожидается увеличение объемов перевозок грузов в этом сегменте на 106 процентов к 2035 году относительно уровня 2019 года. Одновременно с ростом объемов грузовых перевозок в 2019-2035 годах ожидается значительный объем выбытия и утилизации грузовых и пассажирских судов на уровне 60-100 пассажирских и 60-120 грузовых судов ежегодно. Для удовлетворения спроса на перевозки и компенсации выбытия флота в 2019-2035 годах планируется строительство и введение в эксплуатацию более 1000 грузовых и пассажирских судов.
Реализация проектов в акватории Северного морского пути и Арктической зоне Российской Федерации потребует развития инфраструктуры перевозок на соответствующей территории.
Для всех видов транспорта необходимо обеспечить и совершенствовать стимулирующие меры государственной поддержки, направленной на приобретение и использование транспортных средств производства государств - членов Евразийского экономического союза, включая программы льготного лизинга (как операционного, так и финансового), с возможностью работы по принципу "сервисного контракта". Целесообразна разработка отдельных программ поддержки и источников финансирования обновления парка транспортных средств для социально значимых пассажирских перевозок, которые не генерируют самостоятельный денежный поток.
Для всех видов транспорта должны быть предусмотрены программы переработки или утилизации выведенных из эксплуатации транспортных средств, в том числе в рамках мотивационных программ обновления парка транспортных средств (утилизационные гранты).
В части развития транспорта на традиционном топливе требуется дальнейшее повышение эффективности и экологичности двигательных установок с целью обеспечить рост энергоэффективности на 13-15 процентов к 2035 году, или темп прироста, составляющий 0,9 процента в год.
В части развития электротранспорта необходимо обеспечение поставок транспортных средств, работающих от аккумулятора, в категориях легковых автомобилей, малотоннажных, тяжелых грузовых автомобилей, автобусов и водного транспорта, а также маневровых локомотивов. Обеспечение высокой доли локализации требует организации производства электродвигателей (в том числе для локомотивов и электромобилей), аккумуляторов, а также выработки ключевых сырьевых ресурсов для их производства (литий, кобальт, никель, марганец) при заданном уровне параметров себестоимости, обеспечивающей экономическую целесообразность использования подвижного состава на альтернативном виде топлива. Такие сопутствующие проекты, как развитие инфраструктуры зарядных станций, также потребуют привлечения отечественных производителей. Доля электротранспорта в закупках подвижного состава для транспорта общего пользования может составить до 80 процентов к 2035 году.
Транспортные средства, работающие на природном газе и сжиженном природном газе, будут использоваться в автоперевозках, а также в перевозках железнодорожным и водным транспортом. Для реализации этой возможности также необходимы разработка транспортных средств (в частности газотепловозов для рельсового транспорта), замена текущего парка, строительство инфраструктуры дистрибуции.
Отдельным требованием к машиностроению является необходимость формирования и развития рыночных предложений транспортных средств на водородном топливе и водородных топливных элементах.
Для успешного развития водородных транспортных средств в Российской Федерации необходимыми условиями являются синхронное развитие спроса на водородное топливо в различных отраслях экономики, развитие и удешевление технологии транспортировки водорода, а также формирование заправочной инфраструктуры для разных видов транспорта.
На горизонте реализации Стратегии также ожидаются изменения в технологическом оборудовании транспортных средств и возможностях их использования, которые должны быть учтены отечественными производителями:
в Российской Федерации ведется тестирование автономных транспортных средств и ожидается повышение доли их использования с постепенным повсеместным применением технологий на легковом и грузовом транспорте, в автобусах, на рельсовом транспорте (железнодорожный транспорт, метро, трамваи), аграрном и горнодобывающем транспорте, а также на транспорте, используемом в системе городского хозяйства, на специализированном транспорте (например, на транспорте, работающем в условиях Крайнего Севера), в складском хозяйстве и других сферах;
развитие интеллектуальных транспортных систем и моделей взаимодействия (V2X и V2R) требует разработки технологических стандартов для обязательного обеспечения новых транспортных средств возможностями хранения данных и передачи информации между участниками движения и инфраструктурой. Наряду с этим потребуются создание и развитие инфраструктуры обеспечения безопасного движения автономных транспортных средств;
внедрение автономных транспортных средств на всех видах транспорта требует постановки смежной задачи для федеральных органов в сферах промышленного комплекса и информационных технологий по разработке требований к конструкциям транспортных средств и программному обеспечению соответственно. Кроме того, указанная задача подразумевает разработку единых стандартов и нормативной базы, регулирующей эксплуатацию автономных транспортных средств;
организация доставки почты и грузов беспилотными воздушными судами в малонаселенные и удаленные районы требует разработки норм летной годности с привлечением федеральных органов в сфере промышленного комплекса и сфере информационных технологий по разработке требований к конструкциям транспортных средств и программному обеспечению соответственно;
развитие тяжеловесного движения с сопутствующей модернизацией инфраструктуры;