Действующий

О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года (с изменениями на 6 ноября 2024 года)

2. Анализ цифровой зрелости транспортной отрасли


Цифровизация различных секторов транспортной отрасли происходит неравномерно. Наибольший прогресс наблюдается в таких областях, как взаимодействие с клиентами (в том числе посредством цифровых каналов, развития платформ-агрегаторов) и управление изменениями. Создание цифровых бизнес-моделей, внедрение цифровых платформ и гибких методов разработки внутри организаций демонстрируют средние показатели уровня внедрения. Отстающими областями являются цифровизация поддерживающих функций и операций внутри организации. Отмечается дефицит кадров, обладающих необходимыми цифровыми навыками.

Процесс цифровизации транспортной отрасли замедлен в связи с большим разрывом между крупными и иными компаниями, а также органами власти. Высокий уровень цифровизации наблюдается среди компаний сектора пассажирских перевозок воздушным и железнодорожным транспортом. Средний уровень цифровизации демонстрируют секторы перевозок пассажирским транспортом общего пользования в городах, грузовых перевозок автомобильным транспортом и грузовой логистики в целом. Низкий уровень цифровизации наблюдается в секторе грузовых перевозок внутренним водным и морским транспортом.

Основными барьерами цифровизации отрасли являются нехватка специализированных кадров и финансовых ресурсов, неэффективные стандарты и нормативно-правовое регулирование, в том числе в части электронного документооборота и предоставления государственных услуг, низкий приоритет цифровой трансформации для многих участников транспортного рынка.

В настоящее время проводится большое число пилотных проектов по внедрению цифровых сервисов в транспортную деятельность. Среди них можно выделить следующие пилотные проекты:

опытная эксплуатация на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств, в том числе организация движения беспилотных и высокоавтоматизированных транспортных средств на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-11 "Нева";

внедрение технологий автономного судовождения;

внедрение транспортных беспилотных авиационных систем и сервисов доставки грузов беспилотным воздушным транспортом;

цифровизация документооборота, в том числе перевод перевозочных документов в электронный вид;

мониторинг состояния транспортной инфраструктуры в реальном времени;

внедрение интеллектуальных транспортных систем в городских агломерациях;

цифровая трансформация предоставления государственных услуг в транспортной отрасли;

переход на единые стандарты оплаты проезда и обеспечения возможности применения "единого билета" на всех видах общественного транспорта для пассажиров различных регионов;

внедрение системы отслеживания грузоперевозок с использованием электронных навигационных пломб.